Меню

Бронепоезд Зеленый призрак

Война - тяжелая работа! Не только для живого солдата, но и для неодушевленной техники. Для танков, кораблей, пушек, самолетов, которые и строятся только для того, чтобы помочь воину защитить свою жизнь и Родину. Еще на уроках истории нам говорили, что в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. свое мужество, героизм и самоотдачу показало огромное количество русских солдат и простых граждан от ребенка до старика. Но, если вдуматься, что есть люди без оружия и техники? Техники, на протяжении войны также служившей верой и правдой делу защиты Родины от врага. Трудно сосчитать количество таких бронированных солдат той страшной войны. Как раз об одном из "стальных героев" и пойдет наш разговор. Это бронепоезд "Железняков".

Бронепоезда отлично показали себя еще в годы Гражданской Войны в России. Они были средством передвижения для людей и перевозки оружия, осуществляли огневую поддержку и конвоирование, служили госпиталями и доставляли войскам продукты. Когда в 1941 году на Советский Союз напали фашисты, с ходу захватив много наших городов, и дефицит военной техники оказался очевидным фактом, было решено вновь принять бронепоезда на вооружение. Осенью 1941 года на корабельном заводе в Севастополе был построен бронепоезд "Железняков", на которого командованием возлагались большие надежды. И надо сказать, что надежды эти он впоследствии полностью оправдал.

Поскольку Севастополь - портовый город, то на боевую службу на бронепоезде был набран экипаж из матросов Черноморского флота. Основой бронепоезда послужили обычные железнодорожные платформы, на которые с помощью электрической сварки рабочие приварили бронелисты и дополнительно укрепили бетоном. Тянул весь состав локомотив повышенной мощности. Вооружен "Железняков" был, что называется - "до зубов": четыре корабельных артиллерийских орудия, шесть минометов, четырнадцать пулеметов. Первым командиром бронированного состава был поставлен капитан Г.Саакян и 7 ноября 1942 года бронепоезд приступил к выполнению своей первой боевой задачи. На протяжении всей службы "Железняков" выполнил более ста сорока боевых рейдов. Он поддерживал огнем пушек и пулеметов нашу пехоту, вступал в открытый бой с танками, подавлял артбатареи немцев, сбивал их самолеты. Всегда находясь на переднем крае атаки, бронепоезд наносил огромный урон неприятельским силам, сея страшную панику в стане врага. Немцам ничего не оставалось, как начать охоту за бронированным гигантом, которого они за быстроту и неуловимость окрестили "Зеленым призраком". Название было как раз в точку. Немецкие летчики на протяжении долгих месяцев тщетно пытались выследить бронепоезд и уничтожить его. Каждый раз тяжелый, но юркий состав укрывался в туннелях, только еще сильнее зля противника.

Однако, летом 1942 года бронепоезд все таки попал в засаду. В ходе последних и самых тяжелых боев за Севастополь фашисты обрушили над составом своды Троицкого туннеля, но оставшиеся в живых матросы "Зеленого призрака", взяв в руки пулеметы с бронепоезда, самоотверженно сражались с противником до последней капли крови еще несколько дней. К сожалению, им не удалось отбить атаку и состав попал в руки врага. Немцы привели его в рабочее состояние и назвали "Огейн". Теперь уже немецкий бронепоезд воевал с Советской армией до тех пор, пока в 1944 году при отступлении из города, фашисты не подорвали его на территории вокзала.

Когда закончилась война, паровоз, водивший "Зеленого призрака", восстановили и он стал служить мирным целям. Сейчас он превращен в небольшой музей - одну из достопримечательностей города Севастополя. Мемориальная доска с фотографиями тех далеких времен, которую установили рядом с паровозом, рассказывает нам о былых подвигах и славных победах бронированных героев.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.