ЖД нашей страны имеют богатую историю.Их прообразом являются заводские колейные лежневые пути.
1794 год-Кузьма Фролов применил механическую канатную тягу на заводе в Алтае, оборудованные рельсаожневыми внктрицеховыми путями, имевшими форум желоба.
Вагонетки, груженые рудой ,перемещались по путям с помощью водяного колеса и канатов.
1788 год- А.С.Ярцевым в Петрозаводске на Александровском пушечном заводе сооружена рельсовая дорога с чугунными рельсами протяженностью 174 км.
1809 год- горный инженер Петр Фролов (сын Кузьмы Фролова) закончил на Алтае строительство чугунной дороги с конной тягой.
1809 год- создан корпус инженеров путей сообщения для проектирования, строительства и эксплуатации дорог, гражданских и гидротехнических
сооружений.В том же году образован институт Корпус Инженеров водных и сухопутных сообщений ,в дальнейшем ЛИИЖТ, в настоящее время Петербургский Государственный Университет путей сообщения (ПГУПС)
Первая в мире жд общего пользования с паровой тягой протяженностью 18 км, создана в 1825 году в Англии, между городами Стоктон и Дарлингтон под руководством Стефонсона-изобретателя паровоза.
Первая в России жд с паровой тягой построена в 1834 году механиком
Нижнетагильского завода Е.А.Черепановым его сыном, М.Е.Черепановым.Дорога протяженностью 1 км соединила рудник и завод.Они же создали первый в России паровоз.
Первая в России железная дорога общего пользования протяженностью 27 км построена в 1837 году между Петербургом и Царским Селом(ныне г.Пушкин).Ширина колеи 1839 мм.В 1904 году завершилось строительство железнодорожной линии Царское село-Дно с переустройством на ширину колеи 1524 мм.
Крупнейшим достижением русского инженерного искусства-постройка в 1851 году Петербурго-Московской Железной Дороги.Двухпутная магистраль протяженностью около 650 км.8 лет возводилась с двух сторон одновременно.Ее сооружение послужило отечественной школой формирования талантливых строителей железных дорог.Особую роль в проектировании и сооружении принадлежит инженеру ( впоследствии академику ) Мельникову - первому министру путей сообщения страны, автору первой в России книги о железнодорожном транспорте.
Эта магистраль имела важное значение.Ширину колеи 1524 мм приняли как стандартную для российских железных дорог.
В 1860 году в России ввели единые обязательные для всех габариты приближения строений и ПС, разработанные профессором Н.И.Липиным.
С 1865 по 1875 год средегодовой прирост протяженности ЖД России составлял 1,5 тыс. км
1893-1897 гг.-около 2,5 тыс.км
Были построены линии:
1.Москва-Курск
2.Курск-Киев
3.Москва-Брест
4.Красноводск-Ташкент
В 1891 году начато строительство Великой Сибирской Магистрали.Она
осуществлялась с двух сторон сразу :от Челябинска и Владивостока.
В 1901 году эта железная дорога по завершению строительства самая протяженная в мире,6503 км.
1870-1880-х гг.в России начато сооружение сортировочных станций, специально для формирования поездов.Первая в стране сортировочная станция Петербург сортировочная, построенная в 1879 году.
К этому времени относится начало формирования жд узлов, объединивших станции, расположенные в крупных городах(Петербургский, Московский, Ростовский узлы).
1898 год - утверждены Правила Технической Эксплуотации
К 1909 году введение для всей сети общих правил сигнализации жд.
Первая мировая вызвала необходимость срочной постройки новых железнодорожных линий.
В 1916 году закончено строительство железной дороги (Мурманск-Петрозаводск).С первых лет существования жд начали появляться крупные научные работы и изобретения русских ученых, способствовавшие развитию жд техники.Постепенно совершенствовались средства связи и сигнализации на жд.
В 1852 году на Петербурго-Московской магистрали введена телеграфная связь.
В 1870-х гг. начали применять жезловую сигнализацию.
В конце 1880-х стали использовать телефонный способ регулирования движения поездов.К этому же времени относится начало внедрения централизованного управления стрелками и сигналами из одной или несколько постов.
Полуавтоматическая блокировка введена на отдельных двухпутных линиях в конце.