Меню

Двухэтажный поездной состав

На европейских дорогах двухэтажные или, как их ещё называют двуярусные поездные вагоны, уже не являются новинкой. К их дизайну уже давно привыкло население каждой из европейских стран. Их могут представлять вагоны типа «TGV Duplex», «Shinkansen E4» и «Shinkansen E1». В таких вагонных единицах больше размещается пассажиров, поскольку они оборудованы двумя салонами, у них ярусное расположение.

На швейцарских железных дорогах для составов с подобными вагонами применяются электровозы серии «Re 450».

Двухэтажный поезд

Как уже отмечалось, что одним из главных преимуществ таких составов повышенная пассажирская вместимость. Соответственно такой экономический показатель, как провозная способность, тоже выше, чем у «собратьев, имеющих только один салонный ярус.

В конструкции таких вагонов, в нижнем салоне дверной проём расположили на более низком уровне. Соответственно получается экономия, на станционных пунктах не потребуется возведение перронов с высокими платформами.

К недостаткам таких вагонов можно отнести общую салонную тесноту, появление низких потолков и недостаточное пространство для размещения пассажирского багажа. Поскольку дверные проёмы расположены на низком уровне, то и невозможно осуществить выход или посадку пассажиров на перрон с высокой платформой.

Два салонных яруса, в любом случае, повысили уровень вагонной высоты, что привело к некоторой потере определённой части необходимой остойчивости, а это означает, что на крутых поворотах возможность опрокидывания возрастает, что уже не раз происходило на практике на европейских железных дорогах.

Усложнение конструктивных особенностей данных вагонов потребовало применения изогнутой хребтовой балки.

У двухэтажных вагонов, относящихся к типу «TGV Duplex», отсутствуют какие-либо габаритные ограничения при прохождении тоннельных сооружений. Они вполне комфортно чувствуют себя при следовании по стандартным путям, не конфликтуя с имеющейся высотой подвесок контактных сетей на линиях, которые электрифицированы.

Сегодня конструкторы, создающие вагоны с двуярусным салонным размещением имеют выбор по принятию того или иного технического решения.

На некоторых модификациях салон первого этажа устанавливается на предельно низкой высоте, занимая меж-тележечную нишу. Площадь салона, которая расположена над тележкой, значительно повышает свою высоту. В этом же месте расположили лестницу, ведущую в верхний салон.

Сегодня есть такие вагоны, в которых вторые этажи используют в качестве ресторанов, баров или, как наблюдательные залы. По задумке авторов конструкции, сюда должны были подниматься люди, чтобы любоваться природными красотами. Такие вагоны строятся с небольшой высотой потолка, определяя данное помещение, как техническое. Салон, находящийся на втором уровне обладает панорамным остеклением, порой, для остроты ощущений, и вагонная крыша изготавливается из стекла. В семидесятых годах, двадцатого века подобные вагонные конструкции хотели закупить в Советском Союзе для своих доморощенных и зарубежных туристов.

Начиная с 2012 года, на украинских железных дорогах работает состав с двухэтажными вагонами, относятся к типу «EJ 675».

Учитывая качество российских железных дорог, для подобных двухэтажных составов изначально была определена только одна ветка путей по маршруту из Москвы в Адлер.

Если «копнуть плодородные земли» нашей истории, то мы с вами узнаем, что впервые на территории ещё Российской империи вагонный состав с двумя этажами появился в 1905 году. А создавался он с помощью разумных голов конструкторов и рук рабочих Тверского вагоностроительного завода. В ту пору их основное предназначение бы в перевозке людей, переселяющихся на земли Дальнего Востока по государственной программе. На первом этаже таких вагонов перевозили домашний скот, на втором вагонном этаже размещались переселенцы со своим багажом. В шестидесятых годах прошлого столетия на Ленинградском вагоностроительном предприятии, носящем имя Егорова, был создан не только проект, но и в единственном экземпляре создан образец двухэтажного туристического вагона. Сегодня это один из экспонатов Ташкентского железнодорожного музея.

Челябинцы Опытного завода, выпускавшего путевые машины, могут тоже похвалится своим изделием в виде экспериментального двухэтажного вагона, предназначавшегося для электрических локомотивов. В таком вагоне имелось два салона с двухуровневым расположением. Оконные проёмы второго этажа были сделаны на площади вагонной крыши. Дверные проёмы расположили над вагонными телегами. Когда создавалась эта поездная единица, то их двери унифицировали с дверными проёмами, установленных на серии электричек «ЭР2». Сегодня этот экземпляр тогдашнего эксперимента является бытовым помещением для рабочих на заводской территории и не более того.

16.06.2009 года в управлении РЖД утвердили один из имеющихся проектов по созданию вагонов с двумя уровнями, но отечественного производства. В составе должны быть купейные и СВ вагоны, а также служебный, и, так называемый, штабной вагон. В проекте не забыли и за наличие в составе вагона ресторана. За реализацию проекта отвечал Тверской вагоностроительный завод. К серийному производству приступили через два года после утверждения проекта.

Всего планировалась для нужд российских железных дорог выпустить пятьдесят единиц с двумя уровнями. Из них, тридцать восемь вагонов должны были относится к купейному типу, по четыре единицы вагонов-ресторанов, штабного и спального типа.

Хронология по маршрутам и начальным датам следования таких поездов представляет собой следующее.

  • 01.11.2013 года с путей московского Казанского вокзала в сторону Адлера отправился в первый свой рейс поездной состав, чьи вагоны возвышались в два этажа. Вагонные единицы и локомотив были построены на российских предприятиях.
  • 01.02.2015 года вторая единица двухэтажного поезда проследовала по маршруту: Москва-Санкт-Петербург.
  • 01.06.2015 года в качестве третьего двухэтажного поезда проследовал по маршруту: Москва – Казань.
  • 01.08.2015 года четвёртым двухэтажным поездом с наличием сидячих мест был освоен маршрут из Москвы в Воронеж.
  • 03.12.2015 года пятым двухэтажным поездом осваивается линия Самара – Москва.
  • 01.02. 2016 года шестой по счёту двухэтажным составом осваивается маршрутная линия из Москвы – в Санкт-Петербург.
  • В канун летнего сезона, 28.05.2016 года седьмым по счёту двухэтажным поездом освоен маршрут: Адлер - Санкт-Петербург.
  • На сегодняшний день в расписании РЖД имеется информация только по двум двухэтажным поездам – это рейс за номером сто четыре, следующий по маршруту из Москвы в Адлер и рейс под номером пять, который курсирует на линии из Москвы в Санкт-Петербург.

Отличительная особенность данных поездных составов нашей современности по сравнению со стандартными составами заключается большей вместимости пассажиров и багажа.

Поездка каждого путешественника в таких составах с двумя уровнями будет иметь более низкий ценовой уровень в сравнении со стандартными поездами. Правда, это только для тех, кто побеспокоился о приобретении проездного билета заранее, используя возможности официального сайта РЖД. До недавнего времени билет до Адлера из Москвы стоил, в пределах, четырёх тысяч рублей. Поездка в Санкт-Петербург из Москвы обошлась бы не более одной тысячи трёхсот рублей. Все билетные продажи начинают реализовывать за сорок пять суток до начала поездки.

Помещение вагона-ресторана в адлеровском составе рассчитано на одновременное обслуживание шестидесяти персон. Аналогичный вагон на питерском направлении позволяет одновременно обслуживать сорок восемь человек. В обслуживании принимают участие только две официантки. Ресторанное помещение занимает весь второй этаж. Помимо этого, приобрести что-то из съедобного можно в коридорных помещениях. По нескольку раз в сутки официантка проходит весь состав с тележкой, наполненной пакетами с самой разнообразной едой. Любители барного застолья, смогут это сделать на первом этаже ресторанного помещения. Правда, разместиться с комфортом больше восьми персон не смогут.

Для обеспечения работы кухни и подачи блюд на второй этаж в ресторан используются два рабочих лифта. В одном из них поднимается готовые блюда, в другом спускается вниз в посудомоечное помещение вся грязная посуда.

Для пассажиров с инвалидностью предлагаются специальные места, в оборудованных вагонах для этих целей.

Коридорные помещения подобных единиц отличаются в первую очередь, своей шириной. По ним инвалиды могут следовать, находясь прямо в коляске. Вход таких вагонов оборудован специальным подъёмником. Поэтому, для того, чтобы инвалид оказался в составе поезда, ему не надо будет покидать свою инвалидную коляску.

Большая часть людей, которой удалось проехать по российским железным дорогам с ветерком и комфортам отзываются о двухэтажных поездах положительно, отмечая их удобство и комфорт. Одновременно указывая на имеющийся существенный недостаток таких составов – это теснота, пришедшая к нам из Европы. Правда, для переезда баскетбольной команды такие вагоны, вряд ли, пригодятся, ибо их высота не превышает двухметровую отметку. Для открытия и закрытия купе используется магнитная карточка. Пройти по меж-вагонным переходам составляет только одно удовольствие, ибо они обдают герметичностью.

На таком фирменном поезде отмечается повсеместная чистота. Курение даже в тамбурных помещениях не допускается. Каждый из вагонов оснащён, как минимум, тремя биотуалетами. Находится в них можно и в период стоянок состава на станциях или при следовании по охранной экологической зоне. Данные поездные составы оборудованы специальными мусорными контейнерами, в которых мусор подлежит сортировке.

Все вагонные лестницы, ведущие на вторые этажи вагонов, оборудованы специальной подсветкой и поручнями, за которые, в случае необходимости, можно держаться.

Мусорные контейнера установлены на межэтажных площадках. Верхняя часть лестничной клетки оснащена сферическим зеркалом, оно позволят поднимающимся пассажирам видеть спускающихся людей и наоборот. Разницы между первым и вторым этажом, практически не существует. На втором этаже потолочная часть имеет незначительный скос, а на первом этаже оконные проёмы расположены на уровне пояса среднего человеческого роста, взрослых людей.

Предложенные купе в таких составах предназначены для четырёх персон. Все снабжены стандартными гигиеническими наборами и специальным оборудованием. Полочная длина отличается в меньшую сторону от обычных составов, поэтому для людей с высоким ростом есть некоторые проблемы. Придётся чуть-чуть сворачиваться калачиком. Находясь на второй полке, у вас не получится сесть в свой полный, пусть даже средний рост. Третьи полки в СВ и купейных вагона отсутствуют, багаж размещается только под нижними полками.

Купе всех типов оснащены светодиодным освещением. Розетками, рассчитанных на двести двадцать вольт, оснащены все нижние полки, поэтому проблем с подзарядкой ноутбуков, планшетов и мобильных телефонов не существует. Находясь в составе этого поезда можно воспользоваться бесплатной услугой «Wi-Fi» которую обеспечивает один из топ-операторов России «Мегафон». Каждое купе оснащено радиоточкой, по линии которой могут транслироваться различные музыкальные произведения или передачи и программы радиостанций на частотах «FM».

К услугам пассажиров система «климат-контроля», обеспечивающая комфорт железнодорожного бытия. Регулирование системы «климат-контроля» по индивидуальным настройкам в каждом отдельно взятом купе на сегодняшний день недоступна. Все вагонные оконные проёмы оснащены стеклопакетами с хорошим качеством противошумовой изоляции. Вагонные купе «СВ» оснащены жидкокристаллическими мониторами, позволяющие смотреть видеопрограммы.

Два описываемых состава постоянно следуют по маршруту в сопровождении полицейских сотрудников. Для того чтобы оперативно прекратить случайно возникшие хулиганские действия со стороны пассажиров, всего коридорные помещения вагонов оснащены видеокамерами.

Эти составы продвигаются со средней скоростью, равной ста шестидесяти километрам. Время нахождения в пути на маршруте Москва – Адлер занимает не более двадцати пяти часов. Маршрут Москва – Санкт-Петербург вы сможете преодолеть за восемь часов.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.