Меню

Электропоезд ЭД9М

Выпуск электропоездов, относящихся к серии «ЭД9» стал выпускать Демиховский машиностроительный завод, начиная с 1995 года. Продукция предназначалось не только для российских железных дорог, но и для стран, ранее входивших в состав Советского Союза. Аббревиатура изделия сразу называет что это за техника, и какой завод её выпускает. Цифра «9» свидетельствует о том, что названная продукция относится к девятому типу. Имеющиеся в составе вагоны, тоже имели своё обозначение. Если речь идёт о прицепном промежуточном вагоне, то ставились литеры «Пг». Такой литер использовался на прицепном головном вагоне. Различие было только в цифровом обозначении модели, допустим эта имела «6752», а первая упомянутая модель обозначалась, как «6753».

Электропоезд ЭД9М

Специализация Демиховского машиностроительного завода до наступления восьмидесятых годов, двадцатого века, касалась только организации выпуска вагонов, но для нужд узкоколейных дорог. На самом верху в Москве решают, что данный завод должен переходить на выпуск другой продукции, которую тогда выпускал Рижский вагоностроительный завод. То есть заводу предстояло кардинально сменить свой профиль выпускаемой продукции. Справедливости ради, необходимо отметить, что решение было принято своевременно и являлось наиболее продуманным и дальновидным, ибо через несколько лет такое государство, как Союз Советских Социалистических Республик перестаёт вообще существовать. Все расползлись по своим национальным квартирам, образовав новые независимые государства.

Вагоностроительный завод в Торжке выпускал продукцию электрических поездов, но они работали на постоянном токе. Теперь стране нужна была продукция другого типа, чтобы она могла потреблять переменный ток.

История создания электропоезда «ЭД9М» начиналась с «ЭД9Т», который потреблял уже переменный ток «двадцать пять киловольт, пятьдесят герц».

Первое детище Демиховского машиностроительного завода просуществовала недолго. Ему-то на смену в 1995 году и пришёл электропоезд серии «ЭД9М». Основу данных электрических поездов составляли вагоны, выпускавшиеся отдельно.

Имелись исключения, так серию «ЭД9М-0032» представляла двух вагонная версия. Всего, за все время, по состоянию на июль 2016 года было выпущено триста двадцать девять таких составов различных модификаций. В последующем выпуск данной продукции был временно приостановлен по причине введения новых требований для стран, входящих в Таможенный союз. Требования касаются установления системы «Краш», которая обеспечивает лучшую безопасность пассажиров. Новая версия появилась через месяц – это был электропоезд серии ЭП3Д.

Принципиальное отличие данной серии заключается в том, что теперь реостатный тормоз может быть замещён тормозом, относящий к электропневматическому типу.

Серия двух вагонного электропоезда «ЭД9М» экспонировалась на железнодорожной технической выставке ЭКСПО-1530 в Щербинке, сегодня – это один из районов российского столичного мегаполиса.

Экспонируемый состав был сформирован из двух головных прицепных вагонов и двух моторных промежуточных вагонов.

Современные специалисты утверждают, что такая компоновка на некоторых пригородных маршрутах является убыточной, что делает возможным потребление электрической энергии сверх норматива. По этому поводу надо сказать одно: на дворе двадцать первый век, поэтому маршруты, где действительно есть потребность в таких составах, ибо имеет большой уровень пассажирского потока. Но ряд специалистов предпочитают применять старые шаблоны, отсюда и появление просчётов.

Ещё в 2014 году на красноярском электрическом вагоноремонтном заводе был создан состав «ЭД9М» в модификации «003205». В связи с этим обстоятельством, на Красноярском электро-вагоном ремонтном предприятии, используя базу «ЭД9М», стали выпускать модификацию электропоезда серии «ЭД9М-0032» состоящей только из двух составляющих: одного прицепного головного вагона и одного моторного промежуточного вагона. Необходимо добавить, что, по сути дела, позиционируемые вагоны в количестве двух единиц становятся головными вагонами с наличием кабин для управления составом. Данная серия электропоезда также принимала участие в проведении сентябрьского «ЭКСПО-1520» в 2015 году.

Базовую часть нескольких вагонов, относящихся к предыдущей серии «ЭД9Т» стали использовать, как самодвижущиеся единицы, так называемые, «мотрисы» только для служебных надобностей. Ряд машин серии «ЭД9М» были переоборудованы тоже в единицы мотрис с одним вагоном. Интересный вариант создания мотрис на базе этой же серии электропоезда с наличием двух вагонов, но применяется не только электрический агрегат, но и двигатель дизельного образца, то есть такая мотриса стала называться дизель-электропоездом. Теперь его головная часть обрела свою уникальность, напоминая более ранние варианты поездных серий «ЭПЛ9Т» и «ЭПЛ2Т».

Алтайское Западносибирское депо занималось выпуском электрических мотрис, состоящих из двух систем, используя базу поездных составов, относящихся к одной из серий «ЭД». Применяется на них, как переменный ток, мощностью двадцать киловольт, так и постоянный ток с мощностью три киловольта. Всего было выпущено две подобные единицы техники. Сегодня данная техника продолжает трудится на железных магистралях Западной Сибири.

Переоборудование производилось по облегчённой схеме. Тамбурная часть полностью отрезалась, вместо неё производилась установка новой кабины для машиниста. Уникальное конструктивное переоборудование завершалось врезкой входных дверей, монтажом нового электрического оборудования, которое позволяло теперь работать в двух токовых системах. Произведено было и переоснащение салона.

Корпусная часть обеих мотрис стала серого цвета с наличием красной полосы на передней части кабины. Там же появился знак логотипа «Российских железных дорог». Номерная или серийная маркировка отсутствовала.

Уникальность кабин для машинистов заключается в их сильном наклоне вперёд верхней части и появление в оборудовании треугольных буферных фонарей. Кабины также оснащены свистком, тифоном, красной мигалкой, тремя дворниками на лобовых стёклах и высокими дужками для боковых зеркал. В качестве сцепного устройства установили российский стандарт типа «СА-3». В корпусная часть электрических мотрис оснащена одностворчатыми дверями, которые подходят только для высоких платформ. Через них проходить, как члены рабочих бригад, так и пассажиры. В случае подхода к низким платформам, можно воспользоваться небольшой лестницей, точно такие же есть в служебных тамбурах на серийных электропоездах.

Сегодня электропоезд серии «ЭД9М» продолжает трудится на российских железных дорогая юго-западного направления.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.