Меню

Почему электричку называют "собакой", или особенности путешествия на пригородных поездах

Российские электропоезда являются разновидностью неавтономных мотор-вагонных подвижных составов, получающие электрическую энергию, при соприкосновении токоприёмника с внешней контактной сетью.

Значение электропоездов

Горожанами и селянами электричка, довольно-таки, широко использовалась по маршрутам ближних междугородних сообщений и на пригородных направлениях. Электричка выгодно отличается от других серий тяговых подвижных составов. Одно из главных преимуществ - это способность быстро набирать заданную скорость на любом коротком перегоне, одновременно с этим, включение тормозного режима происходит мгновенно, а дистанция тормозного варьируется в зависимости от скоростного режима, от тридцати трёх до одной тысячи метров. Другими преимуществами данного транспортного вида считаются их малая шумность и экологическая чистота в отношении к окружающей среде, что является одним из преимуществ для густонаселённых городских районов. В первую очередь, это касается мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга. Не меньшее значение таких транспортных преимуществ важно для курортных городов Краснодарского или Ставропольского края: в Сочи или на кавказских минеральных водах по обслуживанию пассажирских потоков.

Поездной состав электричек может использоваться не только на железнодорожных путях, но и, как монорельсовый транспорт или на путях метрополитена.

Устройство электрички

Головной вагон электрички обязательно имеет моторный отсек, обеспечивающий тяговую силу. Для того, чтобы избежать лишнего маневрирования на конечных станциях, оба концевых вагона снабжены моторным оборудованием и кабиной пультом управления для машинистов. В других вагонах, находящихся в середине состава, могут быть размещены компрессора, которые будут подавать сжатый воздух в тормозную систему или обеспечивать подъём токоприёмников, или, если потребуется закрыть-открыть входные двери, или для пневматических контактов. Потребность в сжатом воздухе есть и у преобразователей напряжения, и у аккумуляторных батарей, и у других систем состава электропоезда.

В таком составе, единица, которая имеет всё необходимое оборудование считается самостоятельной секцией.

На некоторых головных вагонах электропоездов не перевозят пассажиров, они выполняют только функции электрического локомотива, но у них установлена конструкция, обеспечивающая увязку с другими вагонами, включая и второй головной вагон.

Есть электричка с локомотивной тягой, отсутствующий головной вагон заменяет стопроцентный электрический локомотив, его вид представляет собой одиночную секцию, предназначенную для грузовых или пассажирских составов. Такая электричка может вестись, как многосекционным электровозом, в котором существует только одна кабина с пультом управления, так и одиночным электровозом с наличием двух кабин с пультами управления.

Все современные составы электропоездов оборудованы входными автоматическими дверями, находящиеся в дверных проёмах на боковых частях вагонов. Их закрытием и открытием манипулирует машинист электрички со своего пульта управления. На узкоколейных линиях ещё можно встретить наружные вагонные двери, открывающиеся только врукопашную.

Безбилетный проезд на электропоезде

В России

Безбилетный проезд в электропоезде не является редкостью, практически, во всех государствах, современная Российская Федерация, в этом случае, не является исключением. Для того, чтобы избежать билетный контроль, ибо в любом электропоезде есть, так называемые «зайцы», у которых отсутствуют билеты, для этого они применяют различную тактику. Самым распространённым способом, чем можно воспользоваться без проблем – это уходить от контролёра в том же направлении, в котором он продвигается. Если повезёт, то по платформе, в момент остановки электрички, можно перебежать в другой, уже проверенный вагон. Сегодня безбилетным контролем в поездах электропоездов занимаются сотрудники, работающие в частной пригородной пассажирской компании, но, им-то, как раз, российское законодательство не дозволяет с законным правом потребовать у людей, едущих в электричке, проездной билет. Если оного не находиться, то и штрафовать по нынешнему закону, контролёры тоже не могут. Почему, такие встречи, как правило, заканчиваются очередным препирательством, спором, а дюже ретивые ребята лезут сразу в драку. Мало того, даже, когда проездной документ имеется, но пассажиры не хотят его предъявлять принципиально, поскольку они прекрасно осведомлены с положениями российского законодательства. Все эти ненормальные обстоятельства породили образование неформальных сообществ, куда вошли уже доморощенные, так называемые, «электричкеры». Теперь молодой человек стал, по сути дела, паразитировать, за счёт таких прорех в законодательстве. Суть их сводится к одному, каким способом осуществить проезд на электричке, но без билета. Все эти придуманные способы объедены в единую систему, получившей название «электричкинга».

"Зайцы" в разных странах мира

Трейнсёрферы на поезде в Бангладеш

Индонезийские электропоезда атакуют «трейнсёрферами», они отправляются в поездку со своим комфортом, находясь на внешней стороне вагона. Это может быть вагонная крыша, междувагонное пространство, как правило, хвостового вагона.

Аналогичные способы применяются на электричках, практически, на все маршрутах дальнего, пригородного и городского сообщения. Вся Юго-Восточная Азия на маршрутах железнодорожного транспорта имеет перегруженный пассажирский поток в своих густонаселённых районах. В особенности, это касается индонезийского и индийского государств.

Трейнсёрфинг

На территории нашего родного Отечества наружный способ передвижения на крышах пригородных электричек максимально активизировался в летний период времени, в 2010 году. В том же году во многих регионах российского государства держалась аномальная жара. Ряд маршрутов правительством был отменён по причине нерентабельности работы на них пригородных поездов. В итоге, пассажирский поток значительно возрастает. Желающих отправится в поездку на крыше электропоезда тоже выросло. Таким образом, в России стали тоже почитать «трейнсёрфинг», но если в зарубежных странах данное явление находится вне закона, и правоохранители ему противостоят, то в нашей стране нет даже реальной законодательной базы по данной тематике.

Почему электричку называют "собакой"?

Граффити 'собака-электричка'

Российская электричка, сравнительно недавно, получила жаргонное прозвище, которую стали называть, как «собака», что сегодня популярно в среде тех, кто отправляется в путь с помощью автостопа, а также в среде футбольных фанатов и в молодёжной среде туристов. В своё время, российская популярная группа «ДДТ», в одной из песен использует означенную терминологию, называется она, как «Ночь Людмила».

Почему, всё-таки, электричку назвали «собакой», существует много версий. Одна из них утверждает, что это произошло потому, электропоезд останавливается, как и собака у каждого придорожного столба. Только животное это делает в силу своей природной необходимости, а железнодорожный транспорт в силу определённых обстоятельств управления движения на путевых линиях.

Северяне утверждают, что название «собака» пошло от собачьих упряжек, которые менялись ездоками в силу тех обстоятельств, когда животным надо было дать время на отдых, или поменять упряжку, чтобы добраться до дальнего пункта назначения, а «электричкеры» прыгают с поезда на поезд в только в силу соблюдения своих личных интересов.

В другой версии можно услышать, что электричка получила свой псевдоним в связи с тем обстоятельством, когда машинист производит торможение, то раздаётся ужасный скрип, очень схожий с собачьим визгом.

Версия с маршрутов, где наблюдается большой пассажирский поток. И тогда в вагоне электропоезда набивается людей столько, что их можно сравнить не только с сельдями в бочке, но с большим количеством собачьих блох в шерсти животного.

В другой версии упоминается о таком псевдониме с незапамятных времён существования Советского Союза, когда использовали электричку для того, чтобы добраться в Ленинград из Москвы. Молодой человек тех времён пересаживался на различные электрички пригородных направлений, постепенно продвигаясь по своему заданному маршруту, используя сообщение до Твери и далее в сторону Чудова, а там и до конечной станции рукой подать.

Билеты тогда на электричку продавались по доступной цене. Мог позволить себе приобрести билет и студент, а в некоторых случаях и вовсе их не брать. В итоге, получались всё те же перекладные на собачьей упряжке. Почему-то лошади, как транспорт, нигде не упоминаются.

Термин «собака» упоминается во времена существования, так называемых, колбасных электричек. Народ тогда на электропоездах отправлялся в столицу Советского Союза за колбасой и мясом.

Авторство этой терминологии отдаётся москвичам, поскольку ленинградцы обзывали свои электрички «электроном». Такое название, в тех землях имело наибольшее распространение.

Ещё одна версия возникла на почве, когда женщину-контролёра обзывали тёткой или собакой, по принципу того, что ей очень часто приходилось ругаться с безбилетными пассажирами, особенно, в конце восьмидесятых годов, двадцатого столетия.

Отличить правду от вымысла всегда было сложно, но возможно.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.
Будьте в курсе новостей, акций, конкурсов и других мероприятий на сайте о железной дороге и моделизме.