Меню

Модели вагонов

Среди ваших друзей и знакомых наверняка есть люди, которые в своей жизни имеют то или иное увлечение. Это может быть коллекционирование, каких-либо интересных предметов, таких как почтовые марки, спичечные этикетки или уникальные аудио записи. Отдельного разговора заслуживают коллекционеры произведений высокого искусства, которые в большинстве случаев не афишируют свои имена, но с завидной долей постоянства участвуют в таких аукционах как Sotheby's или CHRISTIE'S.

Однако среди этого довольно солидного перечня увлечений особо можно выделить ту категорию коллекционеров, которые собирают модели железнодорожной техники. В их своеобразном депо стоят, ожидая своего часа не только раритетные паровые локомотивы и модели вагонов, здесь присутствуют и целые железнодорожные вокзалы с маленькими человечками, ожидающими прихода очередного поезда, автомобильные переезды, с практически настоящими светофорами и шлагбаумом. Однако среди этих почитателей железнодорожного транспорта однозначно можно выделить две их основные категории.

Первая из них самозабвенно просматривает последние новинки в каталогах фирм производителей моделей вагонов, паровых и электрифицированных локомотивов или иных обязательных атрибутов железнодорожного мира. А затем, не менее самозабвенно, собирают необходимую сумму денег для того, что бы приобрести очередной экземпляр какой либо железнодорожной техники для своей уникальной коллекции.

Ко второй, менее многочисленной категории почитателей этого вида коллекционирования необходимо отнести тех из них, кто, затрачивая не меньшее количество времени и денег, но не покупает готовые изделия таких фирм как Fleischmann, Noch, Roco, Auhagen и Piko, а самостоятельно изготавливает всё то, что относится к моделям железнодорожной техники. При этом здесь могут быть не только модели вагонов или паролокомотивов, но и те, же вокзалы, виадуки и автомобильные переезды с «моргающим» светофором.

Но первую и вторую категории железнодорожных коллекционеров одно единственное начало это создание или приобретение не просто модели вагона того или иного производителя железнодорожной техники, а именно её точной копии и выполненной в каком либо вполне определённом масштабе.

Как всё начиналось

Как это не покажется странным, но игрушки, в том, или ином их виде, но практически всю жизнь сопровождают любого человека, не зависимо от его пола и возраста, уровня достатка и образования. И если в раннем детстве все мы самозабвенно игрались с куклами или деревянными пистолетами, то в более зрелом возрасте эта страсть или увлечение переходит несколько в иную плоскость. Некоторые из нас начинают собирать более или менее дорогие «игрушки» в виде точных копий выполненных в натуральную величину тех же автомобилей, мотоциклов и явных имитаций ювелирных украшений с «бриллиантами» от Сваровски. Иных же из нас, в дополнение к предыдущему перечню, начинают интересовать модели вагонов, исторических парусников или миниатюрных автомобилей «Jaguar» выпуска 1950 года, выполненных в масштабе 1: 43, а лучше 1:24 с открывающимся капотом и почти настоящими стеклоподъёмниками.

Однако это увлечение как вполне серьёзное занятие для детей и взрослых появилось не вчера, а имеет свою довольно интересную историю. И если говорить об игрушечных моделях железнодорожной техники, то первые модели вагонов и паровых локомотивов появились в 1891 году, благодаря стараниям предпринимателям немецкой фирмы Märklin. Сегодня её имя звучит несколько иначе, а именно «Gebr. Märklin & Cie. GmbH» и годовой оборот в 110 миллионов евро говорит о многом, но в том далёком 1891 году Märklin действительно впервые в мире поставил изготовление моделей железнодорожной техники на промышленную основу. При этом стоит отметить, что её модели вагонов, вместе с моделью паровоза фирмы «Кайль», в своё время были поставлены не куда-нибудь, а в зимнюю резиденцию его императорского величества Николай II Романова.

Но фирма «Gebr. Märklin & Cie. GmbH» заслуживает отдельного упоминания не только из-за этого факта. Работая на рынке игрушек с 1859 года, «Märklin» стала не только законодателем моды на модели вагонов и паровых локомотивов, но с её лёгкой руки появилась большая часть тех масштабных стандартов, которые действуют в модельном мире железнодорожной техники и по настоящее время.

Ну а дальше – больше. Тот же1891 год. «Märklin» на ежегодной ярмарке в Лейпциге представляет первую модель железной дороги, в локомотив которой был вмонтирован часовой механизм, заставлявший перемещаться модели вагонов и весь железнодорожный состав по миниатюрным рельсам, уложенным в виде восьмёрки. С этого момента началась не только мировая слава компании Ойгена и Карла Мэрклин, но миниатюрная игрушечная железная дорога, с движущимся паровозиком и миниатюрными вагонами, стала для многих своеобразным символом беззаботного детства и весёлого Рождества.

Но время и конкуренты не стоят на месте. 1897 год. «Märklin» выпускает первую модель электрифицированной железной дороги, где модели вагонов и парового локомотива не только могли безмолвно стояли у вокзального перрона или подчинятся воле пружины часового механизма, а практически как настоящие перемещались по миниатюрному железнодорожному полотну сколько угодно долго. Правда с учётом полной ёмкости электрической батареи, которую периодически необходимо было подзаряжать хитроумными способами и знанием основ электролитической химии. Но это обстоятельство, ни сколько не омрачало настоящего праздника, и модели вагонов, с миниатюрными паровозами, продолжали свой неудержимы бег, по не менее миниатюрным рельсам, уложенным «восьмёркой».

При этом стоит отметить, что только компания «Märklin» выпускала все свои модели вагонов, локомотивов и рельсового пути в одном едином их соотношении к их оригиналу. С учётом этого железные дороги от «Märklin» в отличие от иных производителей подобной продукции, можно было расширять практически до бесконечности. Ведь ширина железнодорожной колеи и межосевое расстояние у всех моделей от «Märklin», имели одно и тоже значение в соотношение 1:32 к их оригинальному прототипу, что давало возможность не только увеличивать общую протяжённость железнодорожного пути, за счёт приобретения дополнительного рельсового полотна, но и пополнять своё миниатюрное депо новыми экземплярами паровозов и вагонов.

Данное обстоятельство только закрепило авторитет и популярность компании «Märklin» на рынке железнодорожных моделей. И уже к 1909 году в ассортименте компании насчитывалось более 40 различных моделей железнодорожной техники и всевозможных аксессуаров этой же тематики.

1926 год. Компания представила на рынке модель железной дороги, работающей не от электролитической батареи или часового механизма, а модель, у которой источником питания электродвигателя локомотива был переменный ток напряжением в 20 вольт. Правда при этом ко всем привычным атрибутам модели железной дороги, добавился довольно массивный блок питания с понижающим трансформатором и лампочкой накаливания в качестве «добавочного» резистора. Но это обстоятельство, ни сколько не огорчало настоящих поклонников миниатюрных железных дорог, ведь теперь их модели вагонов и паровых локомотивов по-настоящему имели практически «бесконечный» ресурс движения. Правда, это не совсем верное корректное утверждение. В определённый момент времени те же родители просто могли выдернуть тот же электрический шнур блока питания из домашней розетки или предохранительные «пробки» могли не выдержать потребляемой мощности «перегруженного» миниатюрного железнодорожного состава. Однако такие моменты с определённой долей оптимизма можно спокойно отнести печальным недоразумениям или форс-мажорным обстоятельствам, без которых в действительности не обходится и настоящая железная дорога.

1929 год. Компания «Märklin» по серьёзному обеспокоена общим дизайном своей железнодорожной продукции. И если с проблемами детализации модели вагонов и паровых локомотивов дело обстоит более или менее на уровне того, что на рынке предлагают родственные предприятия – конкуренты, то вот с цветовой гаммой, ограниченной чёрным цветом и цветом свеженачищенной латуни, дело как-то обстоит не совсем на должном уровне. Исходя из этого, руководство компании идёт на дополнительные издержки в себестоимости продукции и несколько расширяет покрасочное производство и принимает на работу дополнительное количество рабочих. С учётом этого, в 1929 году на очередной ярмарке в Лейпциге, «Märklin» показывает полноценно окрашенную модель паровоза Ов-1470 производства немецкой компании Schwartzkopff Berliner Maschinenbau AG и аналогичной цветовой гаммы модели вагонов. Этот экспонат ярмарки вызвал настоящий фурор, как среди настоящих ценителей масштабных моделей железнодорожной техники, так и среди простых потенциальных покупателей этой довольно симпатичной «игрушки». Практически с этого момента компания «Märklin» прекратила выпуск всевозможных домиков для игрушечных кукол, автомобилей, самолётиков и мини корабликов и полностью переключилась на выпуск моделей железнодорожной тематики.

1935 год. Двумя годами ранее перед руководством компании стала очередная проблема связанная как с расширением ассортимента выпускаемой продукции, так и естественно с её реализацией на рынке. В данном случае модели вагонов и паровых локомотивов выполненные в масштабе 1:32 не совсем устраивали многих потенциальных покупателей железнодорожной продукции «Märklin». Ведь с шириной модельной колеи в 45 миллиметров и естественно соответствующими пропорциями моделей, создавало некоторые затруднения при размещении такой железной дороги в домашних условиях. Такого рода дорогу можно было разместить исключительно в большой комнате площадью не менее 30 – 40 квадратных метров или ещё лучше «построить» её во дворе дома.

Исходя из этих маркетинговых предпосылок конструкторы компании «Märklin» разработали абсолютно новую модель железной дороги с модельным масштабом 1:87. В этом случае ширина железнодорожной колеи уменьшилась до 16.5 миллиметров, что было практически в два раза меньше, чем ширина модельной колеи в 32 миллиметра у уже существовавшего масштаба 1:45, а полноценная дорога могла вполне уместиться на письменном столе. Реальные модели вагонов и паровоза, данного проекта были представлены в 1935 году на той же Лейпцигской ярмарке. Отзывы критиков этого рынка были самыми положительными, а количество потенциальных дистрибьюторов у «Märklin» выросло практически вдвое.

Но здесь не обошлось без некоторых казусных моментов. По некоторой иронии судьбы и непонятной мотивации разработчиков данного проекта, модельный масштаб 1:87 получил своё условное обозначение в виде двух нулей, а именно «00». Кто из нас более или менее знаком с условными обозначениями или аббревиатурами городских коммуникаций, значение сочетания в виде «00», скорее всего, определит довольно однозначно, как общепризнанное обозначение туалета. К сожалению, данное недоразумение, было устранено только в 1950 году, когда данный модельный масштаб получил более благозвучное наименование, как «НО» - Half Zero, то есть в переводе с английского это означает «Половина Нуля».

Не менее примечательным моментом в истории компании «Märklin» был январь 2005 года, когда из музея компании была похищена её историческая коллекция, содержавшая раритетные модели вагонов и паровых локомотивов выпуска 1891 года. Общий ущерб, нанесённый компании составил более одного миллиона евро. И это не удивительно ведь коллекционные модели «Märklin» стоят не дешево. В среднем эта сумма у дистрибьюторов компании колеблется в пределах 200 – 300 евро. Но уже за модели из частных коллекций потенциальные покупатели согласны выкладывать до 2000 евро. К счастью немецкая полиция сработала довольно оперативно и уже через полгода все украденные модели вагонов, и иные экспонаты были возвращены в музей предприятия.

И в заключение нашего своеобразного эссе о компании «Märklin» и её масштабных моделях железнодорожной техники совсем не лишне будет сказать, что, несмотря на своё банкротство, компания в 2009 году, довольно с большим размахом отметила свой 150 – ти летний юбилей. А на всех мероприятиях организованных компанией побывало более 45 000 посетителей. Так, что если у вас хотя бы что-то произведённое компанией «Märklin», хотя бы какие либо модели вагонов с маркой этой компании, то вы с уверенностью можете считать, что являетесь обладателем настоящего раритета.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.