Меню

Самые большие паровозы в мире

В истории человечества не так много изобретений, которые поставили колеса истории на принципиально новую колею. Одним из них было, несомненно, изобретение паровоза, что в свою очередь, повлекло бурное развитие железнодорожного сообщения, торговли, коммуникаций.

Простота конструкции, возможность функционирования на любом виде топлива (точнее, на всем, что горит), относительная безопасность и скорость сделали локомотивы на паровой тяге одним из важнейших элементов определения цивилизации.

С чего все началось

Инженер Ричард Тревитик из Великой Британии создал первый паровоз в 1801 году. В 1925 году была открыта первая общедоступная железная дорога с сообщением Стоктон – Дарлингтон. Стоит сказать, что разнообразие паровозов поражает – некоторые способны были достигать скорости свыше 200 км/час, создавались под определенное событие, настоящие гиганты.

Каким бы образом за всю дальнейшую историю паровозостроения эти локомотивы не модифицировались, они все имеют основные части: экипаж, паровые котел и машину.

Экипаж можно назвать чем-то вроде повозки, на которой находится взаимосвязующие детали, составляющие паровоз. Паровой котел, в котором генерируется пар, который приводит в действие паровую машину. Большинство из паровозов имеют тендер – вагон с топливом и водой. Таково обобщенное устройство паровоза.

Как появились огромные паровозы

Потребность в необычайно мощных больших паровозах появилась благодаря одной частной истории. В Скалистых Горах, США, есть хребет Уосач. Преодолеть его паровозом с грузовым составом в одиночку было невозможно, приходилось в постоянном режиме держать наготове несколько паровозов, которые бы помогали своей тяговой силой.

Это было дорого и неудобно. Инженерам ставились задачи сделать паровоз достаточно мощным, чтобы он один мог перевезти состав через Уосач. Нужны были большие паровозы. Борьба с горным хребтом велась с 1918 года, пока не был придуман в 1936 году Challenger 4-6-6-4 – предтеча самого большого паровоза в мире. 4-6-6-4 – осевая формула, применимая ко всем паровозам.

Первая цифра показывает, сколько осей просто поддерживают переднюю часть паровоза. Последняя – сколько осей поддерживают заднюю часть. Все, что посредине – движущие («ведущие») оси. Конкретная формула показывает также, что паровоз состоит из как бы двух подвижных частей, чтобы ему было проще проезжать дуговую колею при повороте.

Паровоз Big Boy

Самый большой паровоз в мире, который производился серийно в 1941-1944, был построен как раз для миссии хребта Уосач. Паровоз сочлененный, поэтому его осевая формула – 2-4-0+0-4-2. Изначально его название было 4000, но кто-то из рабочих завода-изготовителя «ALCO» написал на первом паровозе «Big Boy», что и стало его вторым именем. В переводе это означает «Здоровяк» или «Махина».

«Второе имя» полностью соответствует паровозу. Длина самого локомотива – 26 м, тендера – 14,5 метра, что в общей сложности дает длину по сцепке в 40 м. В высоту (до окончания дымовой трубы) «Здоровяк» имеет около 5м. Суммарный снаряженный вес – 548 тонн.

Мощность в 6290 л. с. Позволила, наконец-то, обходиться без дополнительной помощи при переправке составов через хребет Уосач. Использовались до 1959 года, но до наших дней сохранилось лишь восемь Big Boy, все находятся в музеях. Всего было выпущено 25 этих гигантов паровозостроения.

Советский паровоз

Самым тяжелым в истории паровозостроения СССР был паровоз П38 1-4+4-2. Правда, это был опытный образец, серия состояла из четырех единиц. Локомотив в длину был 22,5 метра, тендера – 15,7 м, мощность около 3800 л. с. Суммарный снаряженный вес составлял 383 тонны. Проект был по сути своей успешным, в серийное производство П38 не запустили из-за отказа от паровозов в принципе, так как на дворе был уже 1953 год.

Самым большим серийным паровозом Союза считался ИС («Иосиф Сталин») 1-4-2. Его начали строить с 1932 года. Служебный вес был около 135 тонн, мог достигать скорости до 150 км/час. Мощность – 3200 л. с. Всего этих паровозов было построено 649.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.