В истории человечества не так много изобретений, которые поставили колеса истории на принципиально новую колею. Одним из них было, несомненно, изобретение паровоза, что в свою очередь, повлекло бурное развитие железнодорожного сообщения, торговли, коммуникаций.
Простота конструкции, возможность функционирования на любом виде топлива (точнее, на всем, что горит), относительная безопасность и скорость сделали локомотивы на паровой тяге одним из важнейших элементов определения цивилизации.
Инженер Ричард Тревитик из Великой Британии создал первый паровоз в 1801 году. В 1925 году была открыта первая общедоступная железная дорога с сообщением Стоктон – Дарлингтон. Стоит сказать, что разнообразие паровозов поражает – некоторые способны были достигать скорости свыше 200 км/час, создавались под определенное событие, настоящие гиганты.
Каким бы образом за всю дальнейшую историю паровозостроения эти локомотивы не модифицировались, они все имеют основные части: экипаж, паровые котел и машину.
Экипаж можно назвать чем-то вроде повозки, на которой находится взаимосвязующие детали, составляющие паровоз. Паровой котел, в котором генерируется пар, который приводит в действие паровую машину. Большинство из паровозов имеют тендер – вагон с топливом и водой. Таково обобщенное устройство паровоза.
Потребность в необычайно мощных больших паровозах появилась благодаря одной частной истории. В Скалистых Горах, США, есть хребет Уосач. Преодолеть его паровозом с грузовым составом в одиночку было невозможно, приходилось в постоянном режиме держать наготове несколько паровозов, которые бы помогали своей тяговой силой.
Это было дорого и неудобно. Инженерам ставились задачи сделать паровоз достаточно мощным, чтобы он один мог перевезти состав через Уосач. Нужны были большие паровозы. Борьба с горным хребтом велась с 1918 года, пока не был придуман в 1936 году Challenger 4-6-6-4 – предтеча самого большого паровоза в мире. 4-6-6-4 – осевая формула, применимая ко всем паровозам.
Первая цифра показывает, сколько осей просто поддерживают переднюю часть паровоза. Последняя – сколько осей поддерживают заднюю часть. Все, что посредине – движущие («ведущие») оси. Конкретная формула показывает также, что паровоз состоит из как бы двух подвижных частей, чтобы ему было проще проезжать дуговую колею при повороте.
Самый большой паровоз в мире, который производился серийно в 1941-1944, был построен как раз для миссии хребта Уосач. Паровоз сочлененный, поэтому его осевая формула – 2-4-0+0-4-2. Изначально его название было 4000, но кто-то из рабочих завода-изготовителя «ALCO» написал на первом паровозе «Big Boy», что и стало его вторым именем. В переводе это означает «Здоровяк» или «Махина».
«Второе имя» полностью соответствует паровозу. Длина самого локомотива – 26 м, тендера – 14,5 метра, что в общей сложности дает длину по сцепке в 40 м. В высоту (до окончания дымовой трубы) «Здоровяк» имеет около 5м. Суммарный снаряженный вес – 548 тонн.
Мощность в 6290 л. с. Позволила, наконец-то, обходиться без дополнительной помощи при переправке составов через хребет Уосач. Использовались до 1959 года, но до наших дней сохранилось лишь восемь Big Boy, все находятся в музеях. Всего было выпущено 25 этих гигантов паровозостроения.
Советский паровозСамым тяжелым в истории паровозостроения СССР был паровоз П38 1-4+4-2. Правда, это был опытный образец, серия состояла из четырех единиц. Локомотив в длину был 22,5 метра, тендера – 15,7 м, мощность около 3800 л. с. Суммарный снаряженный вес составлял 383 тонны. Проект был по сути своей успешным, в серийное производство П38 не запустили из-за отказа от паровозов в принципе, так как на дворе был уже 1953 год.
Самым большим серийным паровозом Союза считался ИС («Иосиф Сталин») 1-4-2. Его начали строить с 1932 года. Служебный вес был около 135 тонн, мог достигать скорости до 150 км/час. Мощность – 3200 л. с. Всего этих паровозов было построено 649.