Меню

Рельсовые автобусы РА-1, РА-2 - устройство, характеристики, модификации

Рельсовые автобусы первого типа «РА1», прошли совместную стадию унификации вместе с метро вагоном. Выпуск данной продукции осуществляется на предприятии «Метровагонмаше». Представляет собой автомотрису, являясь самостоятельной подвижной единицей. С её помощью осуществляются пассажирские перевозки. Применение термина «автомотриса», практически, всеми специалистами признается, как норма в технической терминологии, но официально данное изделие во всех документах проходит или обозначается, как «рельсовый автобус».

РА1

Особый интерес для предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, представляет тот момент, что эту технику можно использовать, как на межрегиональных сообщениях, так и в городском или в пригородном цикле на железной дороге, при полном отсутствии электрифицированных участков. Модуль кабины имеется в обеих концевых частях вагона, что позволяет машинисту избегать лишних разворотов маневров. Эксплуатация рельсовых автобусов может осуществляться в одиночном варианте или допускается сцепка до трёх секций. Вся серия «РА1» представлена модификациями в количестве шести разновидностей. Из них две вариации с успехом эксплуатируются на железной дороге за рубежом. Четыре модификации рельсовых автобусов трудятся на просторах родного отечества. Ходовая и экипажная части таких автобусов изготовлена на основе вагонной базы типа «Яузы», которые создавались исключительно для нужд метрополитена.

Экспериментальный запуск

За четырёхлетний период времени, начиная с 1997 года, было выпущено всего три единицы подобной транспортной техники. Один из автобусов, с августа 2000 года осваивал юго-восточный железнодорожный путь, относящийся к деповским владениям Отрожка, другой, с июня 2002 года проходил обкатку в Щербинке, а районе экспериментального кольца. Третья единица продолжала ждать своего часа, несмотря на то, что вся документация для выпуска новой модификации была подготовлена, дело оставалось за малым, найти денежные средства для новой машины.

Рельсовый автобус в первых двух модификациях обладал импортным дизельным двигателем и гидравлической передачей, на третьей машине предполагалась установка отечественного оборудования и силовой установки. Все три выпущенные машины конструктивно различались между собой.

На первом экземпляре модели «РА1» изначально была установлена автосцепка тапа «Шарфенберга», применяемой на транспорте метрополитена. В последующем времени, названную сцепку заменили на автоматическую модель типа СА-3». Дальнейшая эксплуатация данного вагона проходила в городских условиях Дубны. Более подробная информация, к сожалению, отсутствует.

Серийное производство

Начиная с 2004 года финансовое положение предприятий несколько улучшилось, и появилась новая возможность запустить рельсовый автобус в серию, Выпуская подобную продукцию малыми партиями для всей российской дорожной сети. Спустя год, машин в модификации «РА1» было выпущено с конвейера в количестве тридцати восьми единиц. Необходимо отметить что ещё сорок одна машина была выпущена в экспортном исполнении и предназначалась для работы в зарубежных странах. Несколько рельсовых автобусов этой серии было заказано российским метрополитеном. По завершению их выпуска, данная серия машин больше не выпускалась.

Устройство РА1

Конструктивные особенности модели «РА1» представляют собой следующее: наличие двух аварийных выходов в средней вагонной части с каждой стороны. Обязательное наличие выдвижной ступени, для организации посадки и выхода на платформы с низкой высотой. Посадка и выход людей мог осуществляться и на высокую платформу. В салоне располагались шестьдесят два пассажирских места. Максимальная вместимость рассчитана на сто сорок человек. Входные двери являлись раздвижными, их открытие и закрытие производилось в автоматическом режиме. Полная вагонная масса достигла значения, равного сорока трём тоннам. Тормозная система была оснащена пневматическим и гидрозамедлительным тормозоми. Система подвешивания состояла из первичной и вторичной, каждая из них, с наличием своих амортизаторов и пневматических рессор.

В состав силовой установки входил дизельный агрегат, производство компании «Cummins», отвечает всем нормативам и требованиям стандартов «Евро-2». Рельсовый автобус оснащён гидравлической передачей, изготавливаемой компанией «Voith».

Рельсовый автобус РА-1

Значение конструкционной скорости равно ста километрам в час. Помимо наличия выходных и входных автоматических, раздвижных дверей, на тамбурной перегородке салона имеются и ручные раздвижные двери.

Первая единица рельсового автобуса, закончив обкатку на Щербинке, а затем в Калининграде, начиная с июня 2008 года продолжила работать в Даниловском депо, которое относится к Северной железной дороге. Там же было осуществлено проведение капитального ремонта, после чего машина продолжала принимать участие в пассажирских перевозках.

Модификации

Последующая модификация «РА1» было воплощена в вагонной модели «731». Её главное отличие от предыдущей «730» серии заключается в отсутствии выступающей панели, на которой устанавливались буферные фонари. Количество сидячих пассажирских мест увеличилось до семидесяти восьми, а значение по максимальной вместимости людей стало равно ста шестидесяти. Полная масса равна сорока восьми тоннам. Тормозная и рессорная системы не претерпели изменений. Кузовная вагонная часть изготавливается с применением стойкой стали, противостоящей коррозии. Силовую установку изготовила немецкая фирма «MTU», отвечает всем требованиям и нормативам «Евро-2». Дизельный агрегат позволяет достичь значения конструктивной скорости, равной ста километрам в час. Конструкция гидропередачи не претерпела изменений, производитель данного оборудования остался тоже прежний – компания «Voith».

По итогам 2006 года в данной модификации было выпущено восемьдесят девять рельсовых автобусов.

В последующие годы была попытки перейти на создание машин с отечественным оборудованием и силовым агрегатом. На предприятии «Метровагонмаше» удалось унифицировать и создать модель «731.15» на базе «731» модификации с российской начинкой была построена, но только в единичном экземпляре. Проводимые испытания в районе экспериментального кольца выявили недостаточность двигательной мощности.

Для нужд Венгерской республики строилась модификация серии «MAV 416». Основное отличие от предыдущих модификаций заключалось в наличии выпуска двухсекционного рельсового автобуса, соединённых с помощью герметичного перехода, что позволило объединить имевшиеся пространства. Такая модификация позволяла работать трём секциям «РА-В» в единой сцепке. Выпускались модели, состоящие из двухсекционной сборки.

Модификацию «731.25» отличает от своих собратьев присутствием большего количества сидячих мест для пассажиров, которое увеличилось до ста сорока двух. Значение общей вместимости стало равно трёмстам пятидесяти человек. Показатель массы стал составлять девяносто тонн. Корпусные боковины теперь изготавливаются из нержавеющей стали.

Дизельный агрегат стал мощнее. Номинал двух двигателей равен шестистам тридцати киловаттам-час. Производитель остался прежний – компания «MTU». Показатель скоростного режима остался без изменений, равен ста километрам в час. Таких машин было выпущено сорок единиц.

Для нужд Чехии выпускалась модификация двухсекционных рельсовых автобусов серии «731.35». Партия состояла из сорока единиц. Значение конструкционной скорости стало равно ста двадцати километрам в час. Другие отличия коснулись салонного оборудования и изменения буферной конструкции по размещению фонарей.

По окончанию двухлетнего испытательного периода с пассажирами, чешские железные дороги отказались от дальнейшей эксплуатации таких машин, они были возвращены собственнику.

РА2

Кабина РА-2

Своё дальнейшее развитие серия «РА1» получила на заводе «Метровагонмаша», где стали выпускать модификацию «РА2», используя базу предыдущей модели. Таким транспортом стал дизельный поезд, в составе которого находилось четыре вагона. Значение конструктивной скорости осталось неизменным и равно ста двадцати километрам в час.

Предназначение серии «РА2» осталось тоже без изменений.

Названная серия выпускалась в четырёх видах моделей. Одна из них - это модификация «750.05». Её строительство завершилось в 2005 году. Состав насчитывал три вагона. Это головные моторные вагоны и средний промежуточный моторный вагон.

Модификация «РА2» тоже была подвержена оснащению отечественной силовой установкой. Такая серия прошла по документам, как «731.55». Опытный образец машины состоял из одного вагона, дизельный агрегат представлял собой модель «М721-01 6ЧН18/20», мощность которого равнялась трёмстам пятидесяти киловаттам-час. Производителем является завод «Звезда». Сцепное оборудование установлено стандартное, типа «СА-3».

Маркировка опытного образца по окончанию принятых решений выглядела, как «РА2-0001». Серный выпуск не состоялся. Всего была создана одна единица этой модификации.

Для нужд высокопоставленных лиц РЖД выпускалась модель серии «РА2-003». Допустимое расстояние ограничилось восьмьюстами километрами. Строительство названой машины было завершено в 2006 году.

Внешний вид модели «750.05» разнится с поздними вариантами присутствием на бортовых частях вагонов гофры, а также отличаются меж вагонные переходы, которые похожи на конструкцию, которая установлена электропоездах. Количество таких машин было построено тридцать единиц.

Основные различия с предыдущими модификациями способствовали изменению специфики предназначения для определённой группы лиц.

Состав компоновался из двух вагонов, один из них относится к первому классу, другой служил, как конференц-зал.

Вторым отличием считается внутреннее оборудование салона, которое оборудовано индивидуальной кондиционерной системой. Вентиляционная салонная система также была усовершенствована. Безопасность высокопоставленных чиновников обеспечивалось установкой радиостанции, относящейся к новому поколению. Такие пассажиры могли пользоваться переносными радиостанциями с диапазоном УКВ, относящиеся к стандарту «TETRA». В оснащении состава имеется дополнительный дизель-генератор, что обеспечивает питание всех электрических систем и оборудования. В составе есть спутниковое телевидение, спутниковая связь, беспроводная внутренняя связь, различное оборудование, которое предназначается для приготовления напитков, разогрева пищи и её хранения. Вагон, относящийся к первому классу, обеспечен служебным помещением, купе-кабинетом, санитарным блоком, большим коридором и тамбуром. Совещательный вагон состоит из салона второго класса, тамбура, малого коридора, санитарного блока и салона, предназначенного для проведения совещаний.

Другим отличием является то, что два дизеля обладают мощностью, равной трёмстам пятнадцати киловаттам-час, поскольку отсутствуют прицепные вагоны, а расстояние, которое можно преодолеть без пополнения топливных запасов, равно восьмистам километрам. Напомним, что головная модификация «750.05» может преодолеть только пятьсот километров.

На вагонных бортах отсутствует гофра. Меж вагонные переходы являются герметичными. Данное оборудование поставляла немецкая фирма «HUBNER».

Экспортные модификации

Спустя девять лет завершается выпуск двухвагонного рельсового автобуса, предназначенного для Монголии. Официальным заказчиком являлась городская железная дорога Улан-Батора. Машина обозначается, как «РА2-001». По завершению испытательного периода, на промежуточном вагоне производится демонтаж двигательной установки. В дальнем, именно в таком виде была построена вся серия, предназначенная для Монголии. На всех вагонных корпусах была использована только нержавеющая сталь, с дополнительной установкой теплоизоляции. Тамбурные двери исполнены в прислонённом сдвижном виде. Наличие выдвижной подножки позволяет пользоваться низкими платформами. Междувагонный переход пассажирского потока обеспечивают установленные междувагонные двери, стоящие на торцах стен.

Основа кузова рельсового автобуса состоит из двух двуосных тележек, одна из них снабжена мотором. Плавность хода обеспечивается центральным подвешиванием пневматики. Соединение вагонов обеспечивается с помощью сцепных устройств, не имеющих зазора. Головные вагоны, их лобовые части оснащены автоматическими сцепками типа «СА-3».

Головные вагоны оборудованы дизельным агрегатом «PowerPack», выпускаемом на предприятии «MTU» в Германии. Установка силового модуля осуществлена в подпольной части вагона.

Помещения тамбура и салона оснащены люминесцентными светильниками. Головные вагоны оборудованы туалетами, относящиеся к замкнутому типу.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.
Будьте в курсе новостей, акций, конкурсов и других мероприятий на сайте о железной дороге и моделизме.