К манёвровым тепловозам относится серия «ТЭМ7». Имеет в своём оборудовании электрическую передачу, питающуюся переменно-постоянным током. Осевая формула выглядит следующим образом» «двадцать плюс двадцать плюс двадцать плюс двадцать». Являлся одним из самых мощных манёвровых тепловозов, который трудился после прекращения существования государства СССР.
Начиная с 1973 года, Людиновский тепловозостроительный завод создал проект, после его утверждения, строил манёвровые локомотивы с восьмью осями, с одной секцией, имеющих мощность силового дизельного агрегата, равную двум тысячам лошадиных сил. Серия таких машин предназначалась для манёвровой работы на станционных пунктах нашего отечества. Локомотив мог работать с поездными составами, имеющих большой вес, поскольку его тяговое усилие было на пятьдесят процентов выше, чем у его «старших собратьев» «ТЭМ2» и «ТЭМ1».
Первые две единицы данной серии появились через два года после утверждения проектной тепловозной документации.
На этой манёвровой машине впервые появилась электрическая передача, работающая на переменно-постоянном токе.
Локомотив «ТЭМ7» обладает своим уложенным балластом, представляющим собой – чугунные плиты, их масса равнялась двадцати пяти тоннам. В случае необходимости по снижению нагрузки на рельсовую колею своими колёсными парами, то двенадцать тонн балластных плит являлись съёмными. В этом случае произойдёт изменение номинального значения тягового усилия, длительности режима по времени и скоростного режима. В последующие годы, вплоть до 1980 года, Людиновское предприятие продолжали производить локомотивы данной серии только малыми партиями, всего по несколько единиц в год. Начиная с 1977 года последовал трёхлетний период времени, в который проводили комплексные исследования и поездные испытания с локомотивом серии «ТЭМ7». Все проводимые работы в этом направлении позволили произвести ряд улучшений в конструкции помещений, предназначенных для машинистов. Основная часть эксплуатационных испытаний проводилась на путевых участках Свердловской железной дороги. Шесть единиц серии «ТЭМ7» в 1981 году отправились адрес Свердловского-сортировочного депо.
Они-то и заменили «старичка», локомотивы серии «ТЭ3». Начиная с мая месяца 1980 года Людиновское предприятие стало наращивать выпуск таких машин. Серийный выпуск подобных тепловозов в последующие годы продолжался до наступления 1989 года. Выпускать различные модификации на базе этой серии тепловозов стали с 1988 года.
Согласно данных по итогам работы завода за весь период времени, до августа 2012 года было выпущено для нужд РЖЛ четыреста пятьдесят пять единиц серии «ТЭМ7». В качестве сцепки на тепловозе используется стандарт автоматического оборудования «СА-3».
Слабыми местами локомотива серии «ТЭМ7» считаются болтовые крепления на карданном валу, которые по причине избыточной вибрации подвергаются расшатыванию, подвергаются преждевременному изнашиванию, а могут и совсем отдаться.
При прохождении кривых участков могут сломаться или только согнуться кронштейны на подвеске, на концевой части рукавов, может сломаться концевой кран автоматического сцепного оборудования.
С выходом новых модификаций, созданных на базе серии «ТЭМ7», стали переделывать управленческие панели, с целью возможных переносов переносного пульта, чтобы машина отвечала новым требованиям, а машинистам было удобно работать.
В 1992 году одна из американских фирм попыталась закупить несколько единиц данной серии тепловозов для нужд американского порта Хьюстона. Сделка состоялась, но не в полном объёме, поскольку эти локомотивы не смогли пройти местную сертификацию. Несколько единиц были возвращены в Россия, другая часть машин, которая устроила американцев, осталась работать в тех краях. Американский вариант машин отличался от базовой модификации расположением управленческого пульта, он стал находится ближе к малому капоту. Высота кабины для машинистов вышла на уровень капотной длины. Вернувшиеся локомотивы в Россию не остались без дела, их прибрели крупные российские компании такие, как «ГазПромТранс», «Лукойл» и другие.