Меню

Тепловоз ТГК2

Машиностроительный завод, расположенный в городе Калуге в 1958 году на смену мотовозам начал производить тепловозы серии ТГК. Тепловоз выигрывает у мотовоза по эксплуатационным качествам, а так же, как правило, имеет гидравлическую, а не механическую передачу крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к колёсным парам. Это упрощает управление локомотивом и позволяет значительно увеличить нагрузку.

Спустя два года, появился более мощный вариант этого локомотива. Тепловоз ТГК 2 выпускался до 2008 года. Ему на смену пришла модернизированная версия, имеющая в наименовании вместо цифры 2 букву М.

Предназначение

Существенно выросший объём железнодорожных перевозок потребовал появления более универсального подвижного состава выполняющего лёгкую сортировочную работу, вспомогательную работу на магистральных путях, а так же обслуживание подъездных путей промышленных предприятий и транспортное обслуживание самих производств. Вышеперечисленные обстоятельства послужили предпосылкой для появления локомотивов этих серий. В конце пятидесятых годов прошлого столетия компания Калужский машиностроительный завод получила техническое задание и спроектировала двухосную машину для подобных целей. Локомотив получил название ТГК, что обозначает тепловоз с гидравлической передачей произведенный в городе Калуга. Аналогично расшифровывается и следующая модификация этой машины, имеющая в окончании наименования цифру 2: тепловоз оборудованный гидропередачей, произведенный Калужскими машиностроителями.

Техническое оснащение

Незнакомому со спецификой железнодорожных перевозок человеку может показаться, что небольшой двухосный локомотив не слишком востребован при перевозках железнодорожным транспортом. Это не так. Там где есть необходимость обслуживать грузовые фронты с небольшим грузопотоком тепловоз ТГК 2 незаменим, в силу своей экономичности. Нет смысла использовать многоосного магистрального монстра с большим расходом топлива, при транспортировке небольшого количества вагонов на тот или иной грузовой фронт или при лёгкой сортировочной работе. Так же, преимуществом двухосного локомотива является способность преодолевать кривые малого радиуса, которые четырёх-, шести- и восьмиосные машины согласно своим конструктивным особенностям проезжать не могут.

Тепловоз имеет установленный на листовой раме капотный кузов. Челюстные буксы имеют в своей конструкции подшипники роликового типа. Рабочее место локомотивной бригады и капот сварной конструкции. Так же кабина оборудована тепловой и звуковой изоляцией, что снижает шум от дизеля и компрессора в кабине. Предусмотрена система вентиляции и обогрева рабочего места машиниста. Управление локомотивом осуществляется с двустороннего поста.

Ниже приведены более подробные технические характеристики:

  • 1520 мм – ширина колеи;
  • 60 км/ч – конструкционная скорость;
  • 1+1 – осевая формула;
  • 28 т – полный служебный вес;
  • 250 л.с. – мощность дизельного двигателя;
  • 35 кН – сила тяги длительного режима.

Установленный четырёхтактный дизель У1Д6-250ТК имеет шесть цилиндров, так же оснащён газотурбинным наддувом. Крутящий момент от силовой установки передаёт гидротрансформатор ГТК-II.

Тормоза применяются колодочные двусторонние, с воздушным и механическим приводом. Установлен кран машиниста для управления замедлением поезда. Тепловоз способен перемещать группу вагонов с полным весом до 700 тонн.

Заключение

За почти полвека, произведено около девяти тысяч единиц тепловозов этой серии, что говорит о том, что локомотив являлся востребованным, неприхотливым и ремонтопригодным. В настоящее время РЖД продолжает использование этих тепловозов для коммерческих перевозок, однако тепловоз ТГК 2 и его наследник ТГК М успешно используется и для туристических, прогулочных целей. Характерный дизайн полувековой давности лишь привлечёт любителей железнодорожной техники.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.