Меню

Конструкция полувагона

Назначение полувагонов

Полувагоны используют для перевозки грузов преимущественно не чувствительных к климатическим воздействиям. Чаще всего данный тип железнодорожных вагонов используют для перевозки угля, руды черных металлов, зерна, гравия и щебня. Конструкция полувагона предполагает отсутствие крыши для удобства верхней загрузки - грузы в полувагон чаще всего засыпаются. Если грузы все же имеют необходимость защиты от дождя или снега, возможен монтаж накладной крыши. Также полувагоны используют для транспортировки необработанной древесины. Полувагоны осуществляют передвижения с помощью локомотивов, предназначенных для стандартного железнодорожного полотна.

Дифференциация полувагонов:

  1. 1. По принципу разгрузки могут различать глуходонный полувагон или люковый полувагон. Глуходонный вагон не имеет крышки люка разгрузки, поэтому закладка и выгрузка грузов возможна только сверху относительно бортов вагона. Другой тип вагона имеет люк, который можно открыть чтобы высыпать содержимое вагона вблизи железнодорожного полотна. Люки имеются с каждой стороны полувагона.
  2. 2. Вид грузоприемника: в данной дифференциации находятся вагоны-хопперы, цельнометаллические полувагоны, емкости контейнерного типа, специализированные конструкции на базе полувагонов.

Цельнометаллические вагоны являют собой привычные всем конструкции с высокими бортами. Выгрузка полувагона этого типа возможна только кранами через верхнюю часть. Полувагоны-хопперы используются для транспортировки окатышей и агломерата высокой температуры. Форма перевернутой трапеции и обшивка из гнутого профиля предотвращают деформацию кузова, которая происходит из-за горячего груза.

К специализированным вагонам в качестве примера можно отнести бункерный полувагон, который предназначен для перевозки высоковязких горючих жидкостей высокой температуры. На стандартной раме полувагона крепятся несколько цистерн с перегородками, в которых и покоится перевозимая жидкость(чаще всего битум). Бункерный полувагон располагает пристенными паровыми рубашками, чтобы разогреть выгружаемый битум.

Полувагоны могут иметь различное количество осей. Решающим фактором, определяющим количество колесных пар, является максимальная грузоподъемность подвижной конструкции. К примеру восьмиосный полувагон рассчитан на то, чтобы осуществить максимальную по массе загрузку и снизить нагрузку на раму полувагона. Стандартные полувагоны могут иметь 2,3 или 4 оси с соответствующим количеством колесных пар.

Полувагоны могут различаться по тоннажу: средние, легкие и тяжелые. Средний полувагон имеет грузоподъемность в 70 тонн со средней массой тары в 25 тонн. Восьмиосный вагон с усиленной рамой способен одновременно перевезти до 200 тонн груза. Тара на таких вагонах значительно тяжелее и весит около 45 тонн вместо базовых 24 тонн, характерных для четырехосных конструкций.

Описание особенностей устройства типового полувагона

Данная разновидность подвижной тары в основной массе своей являет металлический несущий кузов, образованный из нескольких сварных элементов(вагонные бортики), которые крепятся к раме полувагона. Полувагон как часть подвижного состава обязательно оснащается автосцепным устройством, пневматическими магистралями для подачи воздуха в тормозную систему и стояночным тормозным механизмом. Современные полувагоны в большинстве своем имеют ходовую часть на основе двух двухосных тележек. Полувагоны оснащают лестницами на наружных сторонах бортов, чтобы осуществлять доступ лиц ответственных за погрузочные работы или чистку тары.

Как составляющую часть автосцепного устройства, нужно отметить поглощающий аппарат. Дело в том, конструкция полувагона и специфика движения состава таковы, что при трогании и резкой остановки возникает толчок значительной силы и этот аппарат (демпфер) поглощает его энергию. Поглощение энергии нужно для того, чтобы исключить схода состава с железнодорожного полотна. Такая ситуация наиболее вероятна при движении порожней тары.

Думпкар как особенный тип полувагона

Конструкция полувагона -думпкара подразумевает наличие откидывающихся бортов, которые увеличивают скорость выгрузки сыпучих веществ из тары. Конструкция думпкара делает разгрузку очень быстрой, чего нельзя сказать о глуходонном полувагоне. Конструкция ходовой части и рамы практически идентичны базовому полувагону, разве что рама и пол вагона усилены металлическими листами и настилом из доски.

На раме думпкара закреплены пневматические цилиндры, назначение которых состоит в том, чтобы наклонять тару с последующим отцеплением бортов. После завершения разгрузки тара вагона возвращается в базовое положение. Восьмиосный думпкар в состоянии перевезти до 150 тонн сыпучих грузов. Управление таким полувагоном осуществляется удаленно, в автоматическом режиме.

Особенности транспортировки груза в полувагоне

Перевозка в рассматриваемом типе подвижной конструкции, как говорилось ранее, приемлема для сыпучих и штучных грузов не чувствительных к погодным явлениям. Устройство стандартного полувагона подразумевает загрузку основной емкости с помощью экскаватора, конвейерной ленты или крана. Выгрузка полувагонов осуществляется через открытый кузов полувагона (в верхней части) или погрузочные люки (если это обычный, а не глуходонный полувагон). Всего в полувагоне может насчитываться до шестнадцати погрузочных люков с обеих сторон.

Производители полувагонов и их стоимость

В России есть несколько заводов по изготовлению подвижных конструкций:

  • "Уралвагонзавод": выпускает свыше 15000 полувагонов ежегодно;
  • Завод по производству вагонов в Тихвине с долей в 12 % рынка;
  • Предприятия в Твери и Калининграде. Завод в Калининграде - единственный в РФ, где налажена сборка думпкаров.

Стоимость стандартного полувагона стартует от двух миллионов рублей, как и стоимость железнодорожных бункерных цистерн. Вагон-хоппер обойдется порядка 2,5 млн рублей. Думпкар, состоящий из множества сложных технических решений, обойдется куда дороже - 4-5 млн рублей.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.