Меню

Аналоговое и цифровое управление

Железнодорожный моделизм – это особый вид железнодорожного хобби, включающий в себя не только изготовление моделей паровозов, вагонов и прочего, коллекционирование различных предметов, связанных с железнодорожной тематикой, но и воспроизведение в крупном масштабе железных дорог. Вы зададитесь вопросом, – каким образом все это можно заставить двигаться?

Железнодорожный моделизм располагает двумя типами управления – цифровое и аналоговое.

По металлическим рельсам железной дороги течет ток, который, попадая в расположенный внутри локомотива моторчик, заставляет колеса двигаться, а фонари гореть. Суть аналогового управления состоит в том, что на рельсы поступает ток напряжением 0-12 В, это напряжение регулируется с помощью пульта управления: поезд будет двигаться быстрее, чем больше напряжения подается на рельсы. Аналоговое управление заставляет поезд двигаться как вперед, так и назад.

Аналоговая система управления делиться еще на два типа. Первый – двухрельсовая, эта система считается классической и получила наибольшее распространение в нашей стране. В этом случае на рельсы подается постоянный ток напряжением 0-12 В, при чем с разной полярностью: на один - «плюс», на другой – «минус». Второй тип аналогового управления, более экзотичный – трехрельсовая система питания с подачей переменного тока на рельсы, на шпалах которых находятся «пеньки», предназначенные для лыжи локомотива. На рельсы подается одинаковый заряд, а на «пеньки» заряд с противоположным знаком. Эта система была создана в середине прошлого века фирмойMaerklin. К главным достоинствам аналогового управления можно отнести ее доступность, а к недостаткам – сложность подключения и бесчисленное количество проводов.

С помощью цифрового управления можно не только управлять движением, но и дает возможность локомотиву равномерно разгоняться и также плавно останавливаться, более того, вы можете управлять различными эффектами, например, светом, звуком, дымом, этого невозможно получить при аналоговой системе управлении. Цифровая система управления позволяет одним пультом управлять сразу несколькими локомотивами, расцепителями, стрелками и т.д. Это избавляет от необходимости делать рельсовые разрывы и тянуть огромное количество проводов. Наибольшую популярность получили цифровые системы управления Pico и Rocco, обе работающие в формате DCC. К преимуществам цифрового управлениюя относятся возможность управления всего лишь одним пультом, наличие дополнительных эффектов, малое количество проводов. Существенным минусом, который значительно снижает значимость достоинств, является высокая цена. Так как цифровое управление помимо пульта требует наличия цифрового декодера, который устанавливается в цепь, находящуюся между двигателем и рельсами, он считывает всю проходящую по рельсам информацию и подает сигнал локомотиву, в результате у вагона включаются фонари и фары, локомотив издает звуки или начинает двигаться. А для того, что бы стрелки или расцепители ожили нужен свой собственный аксессуарный декодер. Цены на декодеры начинают стартовать от 1000 рублей.

Поэтому при ограниченных финансовых возможностях лучше начать с моделей с аналоговым типом управления, которые со временем можно оснастить цифровыми декодерами и вполне успешно эксплуатировать.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.