Меню

Подмакетник

После того, как моделист определит основные размеры и выберет тематическую направленность будущей дороги, браться за ее постройку еще рано, так как вряд ли удастся безошибочно воспроизвести задуманное без конструкторской переработки. Точные и подробные чертежи и схемы не только облегчают работу, но и помогают при эксплуатации, ремонте и возможных переделках макета.

Начерти проект макета

Как правило, проект содержит следующую основную документацию: чертеж рамы подмакетника; топографический план и схему путевого развития, вычерченные в едином масштабе (например, 1:10); электрическую схему макета; эскиз и фотографии фрагментов дороги, отдельных построек и сооружений (мостов, тоннелей и др.), планируемых для дальнейшего изготовления и размещения на макете.

Рама подмакетник должна быть прочной и достаточно легкой. Самое простое, на первый взгляд, решение – применить лист ДСП (древесно-стружечной плиты) имеет два недостатка: большую массу и трудность монтажа снизу.

Более предпочтительна рамная конструкция из хорошо просушенных деревянных брусов, которые жестко соединяют с помощью шурупов и клея в решетку с клетками 0,5x0,5 м.

Поверх решетки настилают лист фанеры или оргалита. Лицевые поверхности рамы отделывают декоративным пластиком или фанеруют.

Часто полотно железной дороги укладывают не в одном уровне (плоскости), а в разных, устраивая подъемы, спуски и пересечения. В этом случае в конструкции подмакетника предусматривают специальные стойки с перемычками и продольными планками, на которые затем укладывают настил для рельсового пути.

При сооружении возвышенных участков дороги следует избегать образования закрытых полостей-«глухих карманов», образующихся между верхним и нижним(основным) настилами, что крайне затрудняет монтаж электрической схемы. Для доступа в эти полости можно сделать съемные подпорные стены или окна снизу макета. «Глухих карманов» не будет, если местность на всей площади макета сооружать в один слой – на стойках. Это не только облегчает монтаж, но и уменьшает массу конструкции.

Для нижнего (основного) настила лист фанеры предварительно размечают и кроят согласно топографическому плана макета, а затем укладывают с заранее установленные в необходимых в необходимых местах стойками на раму. При разметке и изготовлении настила из отдельных кусков фанеры стремятся к минимальному количеству швов. При этом добиваются плавности переходов в стыках и не допускают резких изгибов, больших щелей перепадов высот, которые трудно потом исправить. Разметку на листе фанеры делают с помощью координат (координатной сетки) по точкам, перенесенным в масштабе с топографического плана.

На плане должны быть отмечены границы рельефа (пути, гор, водоемов, растительность и др.). При проектировании водоема следует иметь в виду, что зеркало воды всегда несколько ниже нулевого уровня поверхности земли. В настиле заранее предусматривают окно по форме водоема (реки, пруда), в котором устанавливают дно вогнутой формы. Последнее окрашивают темными приглушенными красками и имитируют растительность. Лист органического стекла, показывающего зеркало воды, снизу покрывают полупрозрачными красками сине-зеленых оттенков.

Земляное полотно под железную дорогу (насыпи, выемки, площадки) должно иметь отметки об изменениях продольного профиля пути – начало и конец подъема (спуска) с указанием величины возвышения (понижения) в мм. Это помогает правильнее разметить необходимое количество стоек на раме с учетом максимально допустимой крутизны уклонов.

При разработке путевой схемы удобно пользоваться шаблоном из картона или тонкого пластика, в котором вырезаны контуры (в масштабе) применяемого путевого материала. Схему вычерчивают на «миллиметровой» бумаге или на кальке, что позволяет сверить ее с топографическим планом.

На данном этапе проектирования дороги – ее условное начало и конец. Это важно для последующей правильной нумерации путей, стрелок, сигналов и поездов.

Смотрите также:


-Технологии изготовления от Игоря Борисовича Аврамова
-Бумага и картон
-Работа с медной проволокой
-"Цифровое управление на базе компьютера" - часть1

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.