Меню

Кругобайкальская железная дорога

"Кругобайкальская железная дорога" (аббревиатура КБЖД) — это название, применяемое за время сооружения линии, и первое время при эксплуатации железной дороги, по отношению к отрезку линии "Забайкальской ЖД" ( "Байкал - Мысовая") совокупная протяжённость, которой 260км, (на настоящий момент, эта часть дороги, включенная в «Восточно - Сибирскую ЖД»). Сегодня, под понятием Кругобайкальская ЖД, обычно имеют в виду – тупиковый, с 1956 года, отрезок линии "Слюдянка II - Байкал" (ветвь основного пути, где проходит главная «Транссибирская ЖД» магистраль). По 1949 год линия "Кругобайкальская ЖД" оставалась главной линией в "Транссибирской ЖД" магистрали, ("Иркутск- Слюдянка II") и была перенаправлена на заново выстроенный запасной отрезок линии от г. "Иркутск", пролегающий по южному краю озера "Байкал" пересекая "Большой Луг". Отрезок железнодорожного пути "Слюдянка II - Мысовая" принадлежит линии"Транссибирской ЖД" магистрали на сегодняшний день. Огибающий южный край водоема "Байкал" на южном отрезке "Олхинского плато", начинаясь с г. "Слюдянка" и оканчиваясь в селении "Байкал" этот путь представляет сбой уникальный в своем роде памятник всему инженерному, архитектурному искусству.

По окончанию ввода в использование (1949 год), запасной отрезок пути «Иркутска – Слюдянка», пересекающий поселка «Байкал», утратила свое историческое значение. Отрезок линии железнодорожного пути «Иркутск - Сортировочный –Байкал», пролегавший на левом краю Ангары, и за 1956 год был демонтирован, полностью находится под водой с 1958 года, по окончанию возведения «Иркутской ГЭС» в ходе заполнения водой «Иркутского водохранилища», вся линия «Байкал – Слюдянка» становится тупиковой.

Отсчёт километража на железнодорожном участке «Кругобайкальской ЖД», начинается от «Иркутск – Сортировочный» (ранее «Иннокентьевская») дорога, называемая, по 1934 год, границей линии «Томской ЖД» и дороги «Забайкальской ЖД». Станция, железнодорожной линии, «Байкал» располагается в 72 километрах от начала отсчёта, а «Слюдянка I» — находится в 161 км. Самаостоятельно дорога «Кругобайкальской ЖД» не функционировала: и являлась прилегающей к линии «Забайкальской ЖД», на сегодняшний день — это отрезок линии «Восточно - сибирской ЖД» (региона Улан-удинский).

Процесс сооружения дороги

Возведение дороги от города «Иркутск» до мыса байкальского, «Малый Баранчик» (в настоящее время мыс именуемый «Устьянский»), где находится порт озера «Байкал», выполнялось с 1896 по 1900 год; объем всех средств , которые были потрачены на данные цели составил 3470000 рублей. И в это время также заканчивалось строительство линии железнодорожного пути «Сретенск –Мысовой», по восточному берегу водоема «Байкал».

Сооружение линии «Кругобайкальской ЖД» по восточному берегу пришлось на конец 1899 - начало 1900 годов, сначала строители возводили отрезок «Мысовой –Танхоя». Далее смонтировали отрезок линии «Танхоя –Слюдянка». Во время монтажа этих путей часто применяли труд арестованных и каторжников «Александровской» колонии.

«Березовая бухта», строительство моста

Сооружение наиболее сложной линии «Слюдянк – Байкал», начиналось только весной в1902 году, и сроком конца работы «Комитетом по строительству Кругобайкальской ЖД» была определена дата - 15 .08. 1905 год. Набережная «Байкала» в этом месте представляется в виде каменной гряды, поднимающаяся над обрывом озера, высотой около 400 м. Изначально, на этом отрезке было нужно возвести 33 основных тоннеля ценой 5300000 рублей; и подпорные стенки ценой 3700000 рублей; виадуки ценой 1,600000 рублей. В виду возможного отрицательного действия вод озера, рассчитываемый минимум для высоты пролегания дорожного полотна по обрыву от воды Байкала — 533 см. Технические требования при создании разъездов задавали пропускную возможность для линии в количестве 28 ЖД составов за сутки попарно.

Из-за отсутствия плоской площадки на поверхности берега, доставлялись все материалы на место строительства (только камень добывался местно) через воду (в летний период — грузовыми баржами, зимним периодом — гужом по льду). Сложность рельефа береговой линии, сложенного почти повсюду из скальной породы, вынуждал строителей большую часть всего маршрута пути проложить в вырытых тоннелях или на искусственно сделанных полках, вырубаемых в скале; откосы для дороги пришлось укрепить подпорками для стен. Строительство проводилось почти все вручную; испытываемые затруднения и все лишения, которые терпели рабочие, усложняли – высокая температура лета, суровый климат зимы.

Для каждого километра готовой дороги применили: 1 вагон - взрывчатых веществ, земельные работы объёмом, примерно 400 вагонов. Количество насыпи составляет - 28,7 % всей длины выполненного пути, объем выемки — 71,3 % (большей частью — это скальный грунт). Для верхнего сооружения пути для данной дороги приходилось утяжелять: были применены усиленные рельсы, добавлено количество использованных шпал. Сложность рельефа местности вынудил уменьшить размер минимального размера радиуса для кривых линий поворотов.

Каменные виадуки

В строительстве КБЖД зачастую применялся труд иностранных лиц — албанцев, поляков, крайне сложен был труд, вложенный итальянскими профессионалами. В отдельных случаях, для монтажа тоннелей использовались больше 600 человек фриулианских строительных мастеров в тоннелестроении. Как воспоминание, о всех этих участниках, возведения КБЖД, назвали одну из подпорных стенок — «Итальянская».

Все работы для сооружения КБЖД магистрали были быстро закончены, так как началась «Русско-японская» война, с1904 по 1905 гг. На начальных этапах строительства, 1901—02 года, количество задействованных рабочих составляло - 9 тысяч человек, но к 1903-04 годам это число достигло 13500 человек. Весь основной объем рабочих сил был задействован на начало введения в эксплуатацию ЖД линии, по этой причине работы для развития инфраструктуры станций, близлежащих посёлков, по пролеганию линии, не были выполнены. Рабочие передвижения составов поездов по маршруту «Кругобайкальской ЖД» начались с 18 сентября (или 1 октября) 1904 года, и 16 (или 29 октября) в 1905 году линия принята в постоянное пользование. Общая длина линии в окончательном виде «Байкал – Мысовой» составляет около 244 в. (260км). Окончательная стоимость за один километр «Кругобайкальской ЖД» достигла примерно 130 000 рублей (на других отрезках «Транссибирской магистрали» цена 1 километра - 93 000 рублей).

«Кругобайкальской ЖД» сегодня

На сегодняшний день «Кругобайкальская ЖД» называется линия, общая длина, которой - 89 км., «Слюдянка II—Култук—Маритуй—Байкал». Вдоль дороги расположены следующие остановки:
• «Култук»,
• «Маритуй»,
• «Уланово»
• «Байкал»
• 1 разъездной путь (длиной 137км).

На отрезке КБЖД функционируют:
• 38 тоннелей, общей длинной - 9063 метров (самый протяженный тоннель сквозь мыс «Половинный», длиной равной - 777,5 м);
• 15 галерей сделанных из камня; общей длиной - 295 метров (сейчас функционируют только 5);
• галереи, имеющие отверстия из железобетона.
• 248 штук – это мосты и виадуки;
• 268 штук - это подпорные стенки.

По числу инженерных конструкций, КБЖД нет аналогов в России, и находится в числе первых в мире. Уникальна линия «Кругобайкальской ЖД» тем, что галереи и тоннели, выполненные из камня, строились по нетиповым схемам и планам, и благодаря сохранению первозданного вида, до сих пор передают задумку конструкторов и архитекторов, работавших здесь в 20 веке.

За с 1980 по 1990 годы выполнена частичная реконструкция ЖД, проведёны необходимые работы для укрепления конструкции, заменено полотно по всёй протяженности линии железной дороги. С начала 21 века, по линии постоянно курсирует только один состав (1 тепловоз и пара вагонов) за день: вперед и назад. Время на путь между селениями «Слюдянки – Байкал» — около 4 ч.40 мин. Этот состав именован жителями сел у линии, названием «передача», которое отражает для них значение данного транспорта в обеспечении их нужными вещами (хлебобулочные изделия, соль и сахар, спички и горюче - смазочные материалы, спиртное и сигареты). Дополнительным именем для поезда стало — «Мотаня» (потому, что мотается, от селения к селению). По данной дороге иногда проходят составы туристической направленности, среди них встречаются и с паровозной тягой, салоны вагонов которых оформлены в «ретро» стиле. Предоставляется возможность всем желающим снимать в аренду для туристических прогулок - дрезину.

По решению «Областного совета Иркутска» с 21 декабря 1982 года, отрезок «Кругобайкальской ЖД» между станций поселений «Байкал - Култука», объявляется архитектурной и ландшафтной охраняемой зоной и находится под опекой государства. На настоящий момент вся территория линии «Кругобайкальской ЖД» в рамках зоны отчуждения пролегает между станций поселений «Слюдянка – Байкал» с расстоянием между ними в 94 километра, удаляясь от линий берегов «Байкала» на 106 … 213 метров, и дальше идет площадь, собственность «Прибайкальского национального парка». В начале 1980-х годов приходит постепенное освоение туристических возможностей линии «Кругобайкальской ЖД» (но только, в очень ограниченном масштабе, в роли дачи и места для отдыха, станции вдоль линии применялись с самого начала постройки КБЖД). Функционирует ряд баз для туристов на расстоянии:
• 134 километра – туристическая база «Таёжная»,
• 102 километра – база «Шумиха»,
• 98 километра – база «Хвойная»,
• 80 километра - базы «Ретро» и «Серебряный ключ».

Популярен «дикий» вид туризма. На настоящий момент освоение всех туристских функций маршрута, для отечественных и зарубежных туристов, осуществляется «Российскими железными дорогами».

Кроме, собственно самих, раритетов железной дороги, туристы на маршруте линии «Кругобайкальской ЖД» интересуются:
• множеством памятников местной природы,
• скальные и горные обнажения, к примеру «Белой выемкой»),
• каменными останцами и т. д.

В поселениях, которые расположены у линии, а именно в селении «Маритуе», сохранен ряд зданий из дерева, выстроенных в начале 20 конце 19 века, в стиле «модерн».

В 2005 году проведен комплекс мероприятий, связанных с празднованьем «100-лет пути». К дню этой даты был переделано здание вокзала на станции «Байкал» (в помещении открылась экспозиция выставки музея, посвященная КБЖД), также реконструировано помещение вокзала на станции «Слюдянка».

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.