"Кругобайкальская железная дорога" (аббревиатура КБЖД) — это название, применяемое за время сооружения линии, и первое время при эксплуатации железной дороги, по отношению к отрезку линии "Забайкальской ЖД" ( "Байкал - Мысовая") совокупная протяжённость, которой 260км, (на настоящий момент, эта часть дороги, включенная в «Восточно - Сибирскую ЖД»). Сегодня, под понятием Кругобайкальская ЖД, обычно имеют в виду – тупиковый, с 1956 года, отрезок линии "Слюдянка II - Байкал" (ветвь основного пути, где проходит главная «Транссибирская ЖД» магистраль). По 1949 год линия "Кругобайкальская ЖД" оставалась главной линией в "Транссибирской ЖД" магистрали, ("Иркутск- Слюдянка II") и была перенаправлена на заново выстроенный запасной отрезок линии от г. "Иркутск", пролегающий по южному краю озера "Байкал" пересекая "Большой Луг". Отрезок железнодорожного пути "Слюдянка II - Мысовая" принадлежит линии"Транссибирской ЖД" магистрали на сегодняшний день. Огибающий южный край водоема "Байкал" на южном отрезке "Олхинского плато", начинаясь с г. "Слюдянка" и оканчиваясь в селении "Байкал" этот путь представляет сбой уникальный в своем роде памятник всему инженерному, архитектурному искусству.
По окончанию ввода в использование (1949 год), запасной отрезок пути «Иркутска – Слюдянка», пересекающий поселка «Байкал», утратила свое историческое значение. Отрезок линии железнодорожного пути «Иркутск - Сортировочный –Байкал», пролегавший на левом краю Ангары, и за 1956 год был демонтирован, полностью находится под водой с 1958 года, по окончанию возведения «Иркутской ГЭС» в ходе заполнения водой «Иркутского водохранилища», вся линия «Байкал – Слюдянка» становится тупиковой.
Отсчёт километража на железнодорожном участке «Кругобайкальской ЖД», начинается от «Иркутск – Сортировочный» (ранее «Иннокентьевская») дорога, называемая, по 1934 год, границей линии «Томской ЖД» и дороги «Забайкальской ЖД». Станция, железнодорожной линии, «Байкал» располагается в 72 километрах от начала отсчёта, а «Слюдянка I» — находится в 161 км. Самаостоятельно дорога «Кругобайкальской ЖД» не функционировала: и являлась прилегающей к линии «Забайкальской ЖД», на сегодняшний день — это отрезок линии «Восточно - сибирской ЖД» (региона Улан-удинский).
Возведение дороги от города «Иркутск» до мыса байкальского, «Малый Баранчик» (в настоящее время мыс именуемый «Устьянский»), где находится порт озера «Байкал», выполнялось с 1896 по 1900 год; объем всех средств , которые были потрачены на данные цели составил 3470000 рублей. И в это время также заканчивалось строительство линии железнодорожного пути «Сретенск –Мысовой», по восточному берегу водоема «Байкал».
Сооружение линии «Кругобайкальской ЖД» по восточному берегу пришлось на конец 1899 - начало 1900 годов, сначала строители возводили отрезок «Мысовой –Танхоя». Далее смонтировали отрезок линии «Танхоя –Слюдянка». Во время монтажа этих путей часто применяли труд арестованных и каторжников «Александровской» колонии.
Сооружение наиболее сложной линии «Слюдянк – Байкал», начиналось только весной в1902 году, и сроком конца работы «Комитетом по строительству Кругобайкальской ЖД» была определена дата - 15 .08. 1905 год. Набережная «Байкала» в этом месте представляется в виде каменной гряды, поднимающаяся над обрывом озера, высотой около 400 м. Изначально, на этом отрезке было нужно возвести 33 основных тоннеля ценой 5300000 рублей; и подпорные стенки ценой 3700000 рублей; виадуки ценой 1,600000 рублей. В виду возможного отрицательного действия вод озера, рассчитываемый минимум для высоты пролегания дорожного полотна по обрыву от воды Байкала — 533 см. Технические требования при создании разъездов задавали пропускную возможность для линии в количестве 28 ЖД составов за сутки попарно.
Из-за отсутствия плоской площадки на поверхности берега, доставлялись все материалы на место строительства (только камень добывался местно) через воду (в летний период — грузовыми баржами, зимним периодом — гужом по льду). Сложность рельефа береговой линии, сложенного почти повсюду из скальной породы, вынуждал строителей большую часть всего маршрута пути проложить в вырытых тоннелях или на искусственно сделанных полках, вырубаемых в скале; откосы для дороги пришлось укрепить подпорками для стен. Строительство проводилось почти все вручную; испытываемые затруднения и все лишения, которые терпели рабочие, усложняли – высокая температура лета, суровый климат зимы.
Для каждого километра готовой дороги применили: 1 вагон - взрывчатых веществ, земельные работы объёмом, примерно 400 вагонов. Количество насыпи составляет - 28,7 % всей длины выполненного пути, объем выемки — 71,3 % (большей частью — это скальный грунт). Для верхнего сооружения пути для данной дороги приходилось утяжелять: были применены усиленные рельсы, добавлено количество использованных шпал. Сложность рельефа местности вынудил уменьшить размер минимального размера радиуса для кривых линий поворотов.
В строительстве КБЖД зачастую применялся труд иностранных лиц — албанцев, поляков, крайне сложен был труд, вложенный итальянскими профессионалами. В отдельных случаях, для монтажа тоннелей использовались больше 600 человек фриулианских строительных мастеров в тоннелестроении. Как воспоминание, о всех этих участниках, возведения КБЖД, назвали одну из подпорных стенок — «Итальянская».
Все работы для сооружения КБЖД магистрали были быстро закончены, так как началась «Русско-японская» война, с1904 по 1905 гг. На начальных этапах строительства, 1901—02 года, количество задействованных рабочих составляло - 9 тысяч человек, но к 1903-04 годам это число достигло 13500 человек. Весь основной объем рабочих сил был задействован на начало введения в эксплуатацию ЖД линии, по этой причине работы для развития инфраструктуры станций, близлежащих посёлков, по пролеганию линии, не были выполнены. Рабочие передвижения составов поездов по маршруту «Кругобайкальской ЖД» начались с 18 сентября (или 1 октября) 1904 года, и 16 (или 29 октября) в 1905 году линия принята в постоянное пользование. Общая длина линии в окончательном виде «Байкал – Мысовой» составляет около 244 в. (260км). Окончательная стоимость за один километр «Кругобайкальской ЖД» достигла примерно 130 000 рублей (на других отрезках «Транссибирской магистрали» цена 1 километра - 93 000 рублей).
На сегодняшний день «Кругобайкальская ЖД» называется линия, общая длина, которой - 89 км., «Слюдянка II—Култук—Маритуй—Байкал». Вдоль дороги расположены следующие остановки: • «Култук», • «Маритуй», • «Уланово» • «Байкал» • 1 разъездной путь (длиной 137км).
На отрезке КБЖД функционируют: • 38 тоннелей, общей длинной - 9063 метров (самый протяженный тоннель сквозь мыс «Половинный», длиной равной - 777,5 м); • 15 галерей сделанных из камня; общей длиной - 295 метров (сейчас функционируют только 5); • галереи, имеющие отверстия из железобетона. • 248 штук – это мосты и виадуки; • 268 штук - это подпорные стенки.
По числу инженерных конструкций, КБЖД нет аналогов в России, и находится в числе первых в мире. Уникальна линия «Кругобайкальской ЖД» тем, что галереи и тоннели, выполненные из камня, строились по нетиповым схемам и планам, и благодаря сохранению первозданного вида, до сих пор передают задумку конструкторов и архитекторов, работавших здесь в 20 веке.
За с 1980 по 1990 годы выполнена частичная реконструкция ЖД, проведёны необходимые работы для укрепления конструкции, заменено полотно по всёй протяженности линии железной дороги. С начала 21 века, по линии постоянно курсирует только один состав (1 тепловоз и пара вагонов) за день: вперед и назад. Время на путь между селениями «Слюдянки – Байкал» — около 4 ч.40 мин. Этот состав именован жителями сел у линии, названием «передача», которое отражает для них значение данного транспорта в обеспечении их нужными вещами (хлебобулочные изделия, соль и сахар, спички и горюче - смазочные материалы, спиртное и сигареты). Дополнительным именем для поезда стало — «Мотаня» (потому, что мотается, от селения к селению). По данной дороге иногда проходят составы туристической направленности, среди них встречаются и с паровозной тягой, салоны вагонов которых оформлены в «ретро» стиле. Предоставляется возможность всем желающим снимать в аренду для туристических прогулок - дрезину.
По решению «Областного совета Иркутска» с 21 декабря 1982 года, отрезок «Кругобайкальской ЖД» между станций поселений «Байкал - Култука», объявляется архитектурной и ландшафтной охраняемой зоной и находится под опекой государства. На настоящий момент вся территория линии «Кругобайкальской ЖД» в рамках зоны отчуждения пролегает между станций поселений «Слюдянка – Байкал» с расстоянием между ними в 94 километра, удаляясь от линий берегов «Байкала» на 106 … 213 метров, и дальше идет площадь, собственность «Прибайкальского национального парка». В начале 1980-х годов приходит постепенное освоение туристических возможностей линии «Кругобайкальской ЖД» (но только, в очень ограниченном масштабе, в роли дачи и места для отдыха, станции вдоль линии применялись с самого начала постройки КБЖД). Функционирует ряд баз для туристов на расстоянии: • 134 километра – туристическая база «Таёжная», • 102 километра – база «Шумиха», • 98 километра – база «Хвойная», • 80 километра - базы «Ретро» и «Серебряный ключ».
Популярен «дикий» вид туризма. На настоящий момент освоение всех туристских функций маршрута, для отечественных и зарубежных туристов, осуществляется «Российскими железными дорогами».
Кроме, собственно самих, раритетов железной дороги, туристы на маршруте линии «Кругобайкальской ЖД» интересуются: • множеством памятников местной природы, • скальные и горные обнажения, к примеру «Белой выемкой»), • каменными останцами и т. д.
В поселениях, которые расположены у линии, а именно в селении «Маритуе», сохранен ряд зданий из дерева, выстроенных в начале 20 конце 19 века, в стиле «модерн».
В 2005 году проведен комплекс мероприятий, связанных с празднованьем «100-лет пути». К дню этой даты был переделано здание вокзала на станции «Байкал» (в помещении открылась экспозиция выставки музея, посвященная КБЖД), также реконструировано помещение вокзала на станции «Слюдянка».