Меню

Железнодорожные мосты России

История постройки мостовых сооружений в России уходит корнями в вековую глубину, став составной частью отрасли отечественного мостостроения. Российские мосты созданы и стоят в одной шеренге на равных с именитыми произведениями искусства мирового значения, как почитаемый исторический памятник зодчества. Срок службы некоторых сооружений давно уже перевалил столетний рубеж. Нас современников, прежде всего, поражает конструктивная рациональность.

Железнодорожные мосты России

Опыт российскими инженерами накапливался еще со дней появления возведённых мостовых сооружений на обычных дорогах различного значения. Ряд типовых конструкций были уже апробированы временной практикой. Хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что возведение железнодорожных мостов имеют большие различия в сравнении со строительством мостовых сооружений на обычных дорогах. Допустим, железнодорожная переправа через водную преграду не требует укладки сплошного покрытия под железным полотном. По своей конструкции эти дороги не требуют большой ширины. Хотя без противоположностей тоже не бывает, подобные сооружения железных дорог должны выдерживать нагрузку в значительно большем объеме, чем такие же сооружения на автомобильных магистралях.

Соответственно, к мостам железных дорог предъявляются более жесткие требования, что и отражается уже на возведенных конструкциях. В начале развития по строительству подобных сооружений конструкторам явно не хватало научного обоснования, точности в методах расчёта, отсутствовала полная информация по применяемости, по свойствам строительных материалов, включая и дерево. Поэтому первые мосты создавались с реализацией целой массы проблем, растущей, как снежный ком. Всё осложняло в значительной степени само ведение строительства таких конструкций.

Царскосельский железнодорожный мост

В качестве примера подобной стройки можно упомянуть царскосельский железнодорожный мост на Обводном канале на первой российской железнодорожный ветке из Царского села в Санкт-Петербург. В 1836 году появился первый такой мост на железных путях. У названного моста имелся всего один пролёт, но несмотря на применение в качестве строительного материала, сооружение считалось прочным и с большим запасом. По мосту проходили две линии путей. Свайное основание создавалось из камня. Рабочая смена поистине исторического сооружения длилась более тридцати лет. В 1869 году была произведена замена всех составляющих деталей, они стали иметь металлическое происхождение.

Царскосельский железнодорожный мост

Саратовский железнодорожный мост

Саратовский железнодорожный мост через волжскую водную преграду возводился прямо центральной городской черте. Когда укладывались заволжские железнодорожные линии, шёл 1892 год, тогда-то появилось первое предложение о наведении моста через великую реку Волгу, тем самым, соединив оба берега. Попыток было много. В 1990 году российская казна отказалась выделять средства на подобное сооружение. Причина не указана.

Двухсторонний проект по возведению двухуровневого моста, с наличием автомобильного и железнодорожного пути принимался Временным правительством Керенского А.Ф. 25.03.2017 г. Но дальше принятия проекта дело не пошло. Спустя три месяца, правительственной комиссией выносится другое решение, связанное с новыми изыскательскими работами по причине переноса места мостового строительства. Якобы ниже по течению, цена сама по себе снизится и обойдётся государственной казне дешевле.

Вот так забалтывая хорошие инженерные идеи и конкретные предложения, Россия дожила до новых революционных дней, а после них от западной границы до самого острова Сахалина и севера на юг заполыхала в стране ярким пламенем Гражданская война. В стране безработица, голод, не до мостов здесь и до жиру, быть только живым. И всё-таки, несмотря ни на что город Саратов, его жители мучительным путём, преодолевая проблемы, увеличивали количество жертв по разным причинам, но продолжали возводить своё детище – мостовое сооружение. После пяти лет ведения строительства моста через реку Волгу, 17.05.1935 года состоялось принятие объекта грандиозной стройки, его длина была равна одной тысяче семистам тридцати метрам.

Хочется напомнить, что стройка шла очень тяжело. Через четыре года после начала строительства, сроки сдачи объекта были сорваны. Годом раньше уже менялось руководство организации «Стальмоста» в полном составе. Они начинали стройку, но закончили своё строительство в других местах. Через год после смены руководства на стройке происходит крупная авария. В период сборки мостовых сооружений, происходит деформирование одной из пролётных частей. Уже возведённое сооружение разваливается. Тогда в волжскую пучину ушли сто пятьдесят человек, но пресса не делала никаких сообщений и не комментировала произошедшую человеческую трагедию. Все люди были захоронены на площади Увекского саратовского кладбища.

Количество погибших объясняется тем, что авария случилась в обеденных перерыв. Для экономии рабочего времени, люди питались прямо на своих рабочих местах. Все они падали с четырнадцатиметровой высоты. По реке тогда шёл лёд. Падающие тела пробивали его. Спастись никому не удалось.

Мост через Амур

Строительство моста через Амур было начато 30.07.1913 года, тогда-то и совершили торжественную закладку сооружения в присутствии местного генерал-губернатора Н.Л. Гондатти. Стройка была завершена в кратчайший срок для того времени. 05.10.1916 года мост был освящён и введён в эксплуатацию. Свое второе рождение мост получил в канун наступления второго тысячелетия, в 1999 году. Длина обновлённого моста равна трём тысячам восьмистам девяносто одному метру. По мосту проходит двухпутный железнодорожный путь, занимая нижний ярус и две дорожные полосы для автомобилей.

Мост через Амур

Мост через Енисей

Железнодорожный мост через Енисей начали строить в 1895 году, но только спустя год состоялась его торжественная закладка с серебряными и золотыми монетами. Через четыре года. 28.03.1899 года по мосту пошли первые поезда. Его общая длина составляет девятьсот семь метров. Протяжённость самого длинного пролёта равна ста сорока четырём с половиной метров. Прослужил мост верой и правдой 108 лет. 07.08.207 года его металлические фермы пошли в переплавку, как металлический лом.

Русский город Барнаул славится своим мостовым сооружением. Теперь уже старый мост в Барнауле появился вначале двадцатого столетия и введён в эксплуатацию 18.09.1915 года. Появление нового мостового сооружения в русском городе Барнауле через водную гладь Оби состоялось 25.07.1997 года. Его протяженность 940 метров, показатель ширины равен тридцати двум метрам. Три полосы движения в каждую из сторон, обеспечивает проезд автомобильного транспорта в количестве двадцати тысяч единиц только за одни сутки.

Мост через Енисей

Мост в Архангельске

05.11.1964 года в Архангельске митинговали в связи торжественным открытием железнодорожного моста через воды Северной Двины. Одновременно началось движение железнодорожного поездного состава и автомобильной колонны по своим транспортным артериям. Таким образом горожане Архангельска обрели надёжную транспортную артерию, которая связывала их с материковой частью.

После этого уже несколько поколений продолжают радоваться существованию подобного мостового сооружения. Жизнь без моста требовала от людей больше затрачивать сил и времени, чтобы прибыть, допустим, на железнодорожный вокзал. С появлением мостового сооружения, этой проблемы больше не существует.

Мост в Архангельске

Ярославский железнодорожный мост

Появившийся ярославский железнодорожный мост был введён в эксплуатацию в 1913 году. В то время считался единственным мостовым сооружением, возведённым через волжскую гладь, расположился в городской черте древнего русского города Ярославля. Находится на перегонном участке из Ярославля в Данилов и из Приволжья в Филино. Является составной частью на Северной железной дороге. Когда мостовое сооружение ещё не было построено, то большинство грузовых перевозок осуществлялось водным путём с использованием волжских барж.

Затем весь этот груз погружался на трамвайную платформу и доставлялся в грузовой район местного железнодорожного вокзала, где производилась перевалка грузов уже на железнодорожные платформы и грузовые вагоны.

Первоначально мост планировали возвести за двухлетний период времени, но в майский день 1912 года разрушается одна из частей пролётного мостового сооружения. Приёмка моста в последующем была приурочена по русской традиции к юбилейной дате – трёхсотлетия присутствия представителей дома Романовых на троне российского престола. Потому-то упомянутый мост тоже стал называться Николаевским. Освящением мостового сооружения занимался некий священнослужитель Тихон. В будущем возглавил русскую церковь, став её патриархом.

В 1972 году завершается строительство второго железнодорожного моста, имеющего ферму трапеции. Первый мост имел ажурные полукруглые пролёты. А 2005 году, осенью были завершены все работы, связанные с реконструкцией старого мостового железнодорожного сооружения. На нём тоже появились пролёты, изготовленные в виде трапеций. Мост - «ветеран-долгожитель» теперь снова в строю.

Мост в Ярославле

Керченский железнодорожный мост

Сегодня у всех на слуху продолжающееся строительство в районе города Керчи самого длинного в России подобного сооружения с протяжённостью в девятнадцать километров. Его макеты и съёмки с места ведения строительных поражают своей грандиозностью строительства. Железнодорожные пути и автомобильная трасса позволят людям свободно перемещаться по своей стране. Керченский железнодорожный мост должен вступить в строй в полном объёме в 2019 году.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.