Меню

Схема железных дорог России

В отличие от многих видов общественного транспорта, по мнению многих, именно железная дорога обладает целым рядом преимуществ необходимых для осуществления любых путешествий. И в данном случае особо необходимо отметить как деловые, так и туристические поездки. Но для того, что бы безпроблемно осуществить ту или иную поездку, оптимальным её началом будет схема железных дорог того региона, куда вы собрались ехать. И если в свои годы, любая схема железных дорог, выполненная типографским способом, была где-то, из разряда определённого информационного дефицита, то на сегодняшний день, благодаря тому же интернету, посмотреть и распечатать любой участок, той же железной дороги России не представляет особых трудностей.

Немного истории и фактов

При этом справедливости ради стоить отметить, что первая схема железных дорог России относится к 1788 году и отображала первый в истории нашего государства железнодорожный путь от доменного цеха Александровского пушечного завода, что в Петрозаводске, к сверлильному цеху. Хотя её длина, явно не сопоставима с протяжённостью той же Байкало-Амурской магистрали, но факт остаётся фактом, а неопровержимые доказательства этому, как своего рода исторические артефакты, и на сегодняшний день являются украшением Исторического музея Петрозаводска.

В этом плане несколько меньше повезло Царскосельской железной дороге, которая связывала столицу российской империи Санкт-Петербург с Царским селом. В историческом понимании этого вопроса от неё осталась только общая схема железных дорог России, на которой она помечена как небольшой участок Московско-Рыбинской железной дороги, которая была построена в 1900 году. Но в некотором смысле ей повезло несколько больше. Если от петрозаводского «Чугунного колесопровода» остались только колёса, то Царскосельская железная дорога на сегодняшний день может похвастаться тремя вокзалами ещё николаевской постройки. Так, что получив своё начало, с описанных немного выше исторических раритетов, на сегодняшний день схема железных дорог РФ отображает 86 700 километров её общей протяжённости, уступая разве, что железной дороге Соединённых Штатов, где общая схема железных дорог составляет 194 700 километров.

«Российские Железные Дороги» (ОАО "РЖД")

Если на сегодняшний день вы соберётесь путешествовать по железной дороге, в какой либо уголок нашего отечества, то в обязательном порядке вы станете одним из клиентов самой крупной железнодорожной компании России ОАО «РЖД» или номинально одного из её 16 филиалов. Так, что если вы захотите предварительно ознакомиться с маршрутом вашей предстоящей поездки, то как минимум схема железных дорог этого маршрута будет представлена на одном из её шестнадцати вариантов. А именно вам необходима будет схема железных дорог одного из шестнадцати подразделений ОАО «РЖД», а именно:
- Восточно-Сибирская ЖД;
- Горьковская ЖД;
- Дальневосточная ЖД;
- Забайкальская ЖД;
- Западно-Сибирская ЖД;
- Калининградская ЖД;
- Красноярская ЖД;
- Куйбышевская ЖД;
- Московская ЖД;
- Октябрьская ЖД;
- Приволжская ЖД;
- Свердловская ЖД;
- Северная ЖД;
- Северо-Кавказская ЖД;
- Юго-Восточная ЖД;
- и Южно-Уральская ЖД.

ОАО «РЖД» были образованы в 2003 году, приняв на себя все функции и полномочия бывшего Министерства путей сообщения. При этом общая протяжённость железнодорожного пути «Российских Железных Дорог» на это время составила более 85 тысяч километров. Однако эта схема железных дорог не включала в себя часть железнодорожных магистралей принадлежащих частным российским компаниям, таким как та же «Норильская горная компания», «Железные дороги Якутии» и «Ямальская железная дорога». Данная особенность обусловлена тем обстоятельством, что железнодорожные пути этих компаний расположены в довольно удалённых районах территории РФ, а в некоторых случаях вообще не соединены с федеральной железной дорогой. Так, что для повышения экономической эффективности их эксплуатации, в свои годы, было принято решение о передаче их в частную собственность. Исходя из этого, схема железных дорог этих компаний была выделена из общей схемы железных дорог федерального подчинения.

При этом не менее чётко необходимо знать, что общая схема железных дорог «РЖД» включает в себя довольно разветвлённую структуру маршрутов, обеспечивающих пригородное сообщение, общее количество которых в среднем составляет около 700 маршрутов.

Московская ЖД

Хотя по своей величине Московская железная дорога, не относится к наиболее протяжённым, но с учётом того, что в её территориальной зоне проживает практически 30 % населения всей Российской Федерации, а сама Москва является довольно крупным как промышленным, так и железнодорожным центром, то в общей структуре «РЖД» Московская железная дорога имеет особое место. С учётом этого, схема железной дороги имеет общую протяжённость в 8984 километра, что является вторым показателем в рамках деятельности «Российских Железных Дорог» и уступает по этому показателю только Октябрьскому отделению железной дороги.

Будучи образованной в 1959 году на сегодняшний день общая схема железной дороги Московской Ж.Д. включает в себя тринадцать областей. А именно в её состав входят железные дороги, расположенные в следующих территориальных образованиях Российской Федерации:
- Брянской области,
- Калужской области,
- Курской области,
- Липецкой области,
- Московской области,
- Орловской области,
- Рязанской области,
- Смоленской области,
- Тульской области,
- Владимирской области,
- и Пензенской областей,
- а так же непосредственно города Москвы,

При этом, ещё три участка Московской ЖД расположенные на территории Республики Мордовия.

Помимо этого Московской железной дорогой организовано движение поездов скоростного сообщения. Одни из этих маршрутов, обеспечивают скоростное пассажирское сообщение между железнодорожными вокзалами Москвы с основными аэропортами столицы. Данные перевозки осуществляются на электропоездах модели ЭД4МКМ-АЭРО, принадлежащих дочерней компании Московской ЖД «Аэроэкспресс». Схема железных дорог компании «Аэроэкспресс» обеспечивает перевозки пассажиров по таким маршрутам движения:

Павелецкий железнодорожный вокзал — аэровокзал Домодедово;
Киевский железнодорожный вокзал — аэровокзал Внуково;
Савёловский железнодорожный вокзал — город Лобня (до аэропорта пассажиры будут добираться автобусами);
Белорусский железнодорожный вокзал — аэровокзал Шереметьево.

Осуществляя перевозки со скоростью до 130 км/час поезда компании «Аэроэкспресс» имеют повышенную комфортность пассажирских вагонов, что включает не только наличие современной системы кондиционирования воздуха, но и вакуумные экологически чистые туалеты.

Помимо этого схема железных дорог Московских железных дорог обеспечивает с 2009 года скоростное пассажирское сообщение по маршрутам от Москвы до Санкт-Петербурга и от Москвы до Нижнего Новгорода. Данное направление осуществляется пассажирскими электропоездами «Сапсан», разработанными на базе электропоезда Velaro компании Siemens AG. Скорость движения по данным маршрутам составляет величину до 300 км/час, что обеспечивает время нахождения в пути на маршруте от Москвы до Санкт-Петербурга всего 3 часа 40 минут.

Октябрьская ЖД

Схема железных дорог Октябрьской ЖД является не только самой протяжённой на территории РФ, но и наиболее старой, так как свою историю она начинает отсчитывать от 13 октября 1851 года, того времени, когда была сдана в эксплуатацию Царскосельская железная дорога. При этом так же стоит отметить, что небольшой участок современной Октябрьской железной дороги расположенный между Санкт-Петербургом и Павловском, по решению международной организации ЮНЕСКО занесен в список архитектурных памятников относящихся к Всемирному наследию.

Общая протяжённость рельсового пути Октябрьской ЖД является наибольшим из всех железных дорог РФ и составляет 10 378 километров, которые территориально расположены во всех северо-западных областях России, за исключением Калининградской области, которая является самостоятельной структурой «Российских Железных Дорог». При этом в целом схема железных дорог Октябрьской ЖД включает в себя одиннадцать областей, являющихся самостоятельными субъектами Российской Федерации. Среди них находятся такие области как: - Ленинградская, - Псковская, - Новгородская, - Вологодская, - Мурманская, - Тверская, - Московская, - и Ярославская.

Так же необходимо отметить, что схема железных дорог Октябрьской ЖД, центральный офис которой находится в Санкт-Петербурге, включает и Ленинградский вокзал, расположенный в столице Российской Федерации, вместе с территорией в границах Московской области на которой расположены железнодорожные пути.

Но существующая Октябрьская ЖД является не только самой протяжённой железной дорогой в рамках «Российских Железных Дорог», но и обеспечивающей до 75 % всех грузоперевозок и до 40 % всего пассажиропотока всей Российской Федерации. При этом немаловажным фактом является и то обстоятельство, что схема железных дорог Октябрьской ЖД имеет более 900 километров расположенных за Полярным кругом, которые обеспечивают железнодорожные перевозки промышленных центров РФ находящихся на Кольском полуострове и в районе Мурманска.

Такие показатели обеспечиваются не только за счёт прямых железнодорожных перевозок, но и за счёт создания так называемых комбинированных схем транспортировки грузов, которые включают в себя их прямую перевалку с железнодорожного состава на водный транспорт в морских портах Санкт-Петербурга, Мурманска и портов, расположенных на побережье Белого моря и Беломоро-Балтийского канала.

Так, что как видим, схема железных дорог Октябрьской ЖД имеет довольно разветвлённую структуру, которая обеспечивает приличные объёмы не только на внутренних маршрутах, но и на схемах перемещения грузов связанных с прямыми экспортно-импортными операциями.

Ещё одной особенностью в деятельности Октябрьской ЖД является то обстоятельство, что начиная с 1963 года, впервые в бывшем СССР на маршруте от Санкт-Петербурга до Москвы начал курсировать скоростной пассажирский поезд «Аврора». Развивая скорость около 200 км / час этот поезд покрывал расстояние в 630 километров за 5 часов, что по тем временам было на уровне мирового рекорда и являлось определённой гордостью всех железнодорожников. Схема железных дорог Октябрьской ЖД на этом маршруте предполагала только две остановки в городах Твери и Бологом.

«Аврора» была укомплектована пассажирскими купейными вагонами повышенной комфортности, а в качестве силового привода использовался электропоезд-локомотив ЧС 200, чешской машиностроительной компании «Шкода».

Однако просуществовав более 35 лет, в 2010 году скоростной пассажирский поезд «Аврора» был снят с эксплуатации, а вместо него схема железных дорог на данном маршруте была укомплектована скоростным экспрессом «Сапсан», который по многим эксплуатационным параметрам превосходил не только «Аврору», но и её более поздний аналог «Невский экспресс». «Сапсан» покрывал это же расстояние в 630 километров, равное расстоянию между столицей РФ и Санкт-Петербургом за четыре часа сорок пять минут и имел более комфортабельные условия для пассажиров. При этом была несколько изменена и схема железных дорог на данном маршруте. Так как в связи с введением этого поезда, многие жители Тверской и Новгородской области не имели возможности прямого железнодорожного сообщения, как с той же Москвой, так и с Санкт-Петербургом, «Сапсан» получил ещё две короткие остановки в Высшем Волочке и Окуловке. Но это существенно не повлияло на общее время пребывания поезда в пути.

В том же 2010 году скоростной поезд был запущен и по международному маршруту от Санкт-Петербурга до Хельсинки. Правда, это не был «Сапсан», а его финский аналог Alstom sm6 (Allegro), но при той, же скорости, что и у «Сапсана», «Allegro» покрывал расстояние от Санкт-Петербурга до Хельсинки всего за три часа и тридцать минут, что было на два часа быстрее, чем это у его предшественника.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.