Меню

Старейшие вокзалы России

Если кто-то, когда-нибудь задумывался о происхождении слова «вокзал» и о его первородном применении, то большим открытием не будет, что у этого термина имеются английские корни, происходящие от английского значения «Vauxhall». Дословный перевод данного слова назывался «залом госпожи Джейн Вокс». Упомянуто было настоящее имя владелицы Воксхолльского увеселительного парка, находящегося в городской черте Лондона. Правда, в последующем данный факт не нашёл своего исторического подтверждения, ибо истиной владелицей этого парка называют Елизавету Плант, проживавшую в Фокс-холле и выставившей упомянутый парк вместе со всеми постройками и зданиями на продажу. В последующем английское словосочетание «Fox-Hall» заменяют на уже на известный термин «Vauxhall». Данное слово в таком виде на территории Российской империи впервые вошло в обиход ещё в восемнадцатом столетии. Но русские не были бы русскими, если бы они не переиначили в последующем упомянутое слово «Воксхолл» на «воксзал». Звучат уже русские нотки. Такому развитию событий способствовала история об официальном визите российского императора Николая Первого в Англию в 1844 году, где он, следуя по маршруту своего пути, прибыл на станционный пункт «Vauxhall», и принимает данную терминологию не в качестве собственного имени, а лишь в качестве нарицательного имени, называя так в последующем, у себя в России, все станции железнодорожных путей. Кстати, такое название ходило в обиходе только на территории Российской империи. В те времена в подобных зданиях находились не только пассажиры поездов, но проходили различные увеселительные мероприятия. Как правило, в таких залах играли именитые оркестры того времени. Сюда было принято приходить со своими дамами, как на прогулку или посидеть за столиком в ресторане. В последующем термин «воксзал» трансформируется в «вокзал», что и дошло до наших дней.

Вместе с означенным термином зародилась и новая традиция, что подобные строения, ставшие вокзалами, стали возводить и проектировать известные архитекторы. В качестве примера можно привести старинные вокзальные здания «близнецов» в городе Санкт-Петербурге, тогдашней столице нашего государства и в Москве. Автором названного проекта являлся архитектор К.А. Тон, который до этого на территории Москвы создал не менее значимые проекты, построив Большой Кремлёвский дворец и Храм Христа Спасителя.

Отличительной чертой таких архитекторов является тот факт, что они свои «детища» создавали со своим конкретным и уникальным лицом. При этом в оформительской работе отмечается, что, именно, стиль, принадлежащий только этому архитектору и никому другому. В качестве примера можно привести вокзальное здание на станционном пункте Слюдянка, которое было создано по исключительному проекту, где архитектор применил белый мрамор в качестве основного строительного материала. Как правило, такие строения становятся лицом городов в виде их визитной карточки.

На линии соприкосновения европейской восточной границы и на западной границы азиатского континента, люди построили, в своё время, славный город Екатеринбург, ставший одним из важных узлов железной дороги «Транссиба».

Все здания и сооружения уже на протяжении более полутора столетий со дня появлений первых рельсовых путей в качестве транспортной артерии обновляются и модернизируются. К комплексу означенного строения относятся два здания, имеющих статус исторического и архитектурного памятника. В новом корпусе сегодня расположили многочисленные хозяйственные строения и большое багажное отделение.

Возраст старого вокзального здания исчисляется с 1878 года. Вид русского терема легко угадывается в его строении. На протяжении семидесяти шести лет, начиная с 1914 года с перронов и платформ этого вокзала осуществлялись перевозки грузов, техники для военных нужд нашей армии. Вначале двадцать первого века, в 2003 году, вокзалу сделали классическую и полноценную реставрацию, вернув зданию исторический, изначальный вид.

Сегодня в этом же историческом строении расположили все экспонаты и сам исторический, научный и технический музей, который принадлежит Свердловской железной дороге. Среди экспонатов обращают на себя внимание различные скульптурные фигурки путейцев, проводницы, мастера и станционного начальника, который подаёт колокольный сигнал к отправке очередного поездного состава. Люди любуются новой архитектурой второго екатеринбургского вокзального здания, стоящего на площади, названной именем Уральского добровольческого танкового корпуса. Правда у местного населения, как водится, есть своё название – это подаренная «варежка», которая имеется в руке танкиста, изображённого в монументальной скульптуре.

Железнодорожный вокзал в Новосибирске славится выступлениями известных и малоизвестных музыкантов. На такой импровизированной концертной площадке можно увидеть и церковный хор. Значение города Новосибирска со своим старинным вокзалом, первое здание которого было построено ещё в 1893 году, заключается в том, что это была начальная точка «Турксиба», что являлась ключевым положением на Транссибирской железной дороге, связывая Россию с государствами, находящимися в Средней Азии. Вплоть до 1926 года означенный вокзал назывался Новониколаевским. Значительный рост уровня грузового и пассажирского потоков требовал проведения модернизации станционного вокзального строения. Первое обновление было закончено в 1939 году. Необходимо отметить, что благодаря такой модернизации архитектура здания только выиграла, значительно увеличились его размеры. Обновилось и техническое оснащение строения. Начиная с означенной даты, вокзал Новосибирска занимает лидирующую строчку по занимаемой площади, а это площадь, равная тридцати тысячам квадратных метрам. В качестве сравнения можно привести факт, что на подобной площади может одновременно находится до четырёх тысяч человек. Популярность новосибирского вокзала в качестве концертной площадки возросла за счёт имеющихся прекрасных акустических возможностей зала. В качестве одного из интересных экспонатов, у одного из перронов стоит паровоз «Проворный», правда, это не оригинал, в всего лишь, является копией означенного экспоната. Примечательность истории упомянутого паровоза заключается в том, что, начиная ещё с 1937 года, он трудился на маршруте из Санкт-Петербурга в Царское село на царкосельских железных путях. Фасад вокзального здания сохранил одну из примечательных мемориальных досок, на которой имеется надпись, напоминающая юным пассажирам, что на этом месте некогда находился станционный пункт под названием «Обь», и вождь пролетариата В.И Ленин, отправленный в местечко села Шушенского для отбывания своей ссылки, имел счастье остановится на упомянутой станции.

Не менее интересен в архитектурном плане старинный русский вокзал города Красноярска. Был возведён 18.12.1895 г. Непосредственным украшением вокзального строения являлась скульптура льва вместе со стелой и поющим фонтаном. На встречу первого поездного состава собрались пятьдесят процентов городских жителей Красноярска. Пресса того времени утверждала, что гуляния и само празднество длились до рассвета следующего дня.

Горожанам того времени очень нравился их вокзал, поскольку он действительно получил признание одного из красивых строений означенного типа, входившего в состав Среднесибирской железной дороги. Красота этого вокзала не увяла со временем, он и сейчас считается одним из красивых зданий. Автором проекта является архитектор Соловьёв. Данный вокзал служил не только значимым железнодорожным узлом, с этого вокзала люди не только уезжали, но в этом месте горожане организовывали и проводили свой досуг, то есть просто отдыхали целыми семьями. В последующем данное строение подверглось модернизации. К счастью, как это обычно бывает, здание не утратило своей былой, изящной роскоши, она присутствует и поныне. Традиция семейного времяпровождения жива и сегодня, а появившиеся стела и поющий фонтан только способствуют подобным мероприятиям. К упомянутому вокзальному строению следуют молодые люди с букетами цветов в дни своего бракосочетания, делая на вокзале памятные фотографии, которые будут показывать своим детям и друзьям.

На магистрали «Транссиба» находится ещё одно примечательное вокзальное строение в городе Омске. Первое здание станционного пункта Омск возвели в 1986 году, оно прослужило верой и правдой восемнадцать лет, но в 1914 году стало ясно, что строению требуется реконструкция, поскольку уровень пассажирского потока продолжал увеличиваться.

В полыхающем огне Гражданской войны, здание занимает правитель земли сибирской адмирал А.В. Колчак, как он тогда себя позиционировал. Это историческое строение становится его резиденцией, а город Омск объявлен столичным градом земли Сибирской. Легенды о «Колчаковском золоте» продолжают витать в воздухе и сегодня. Уже в двадцать первом веке, в 2007 году была проведена последняя реконструкция вокзального здания. Сегодняшнее строение в народе называют царским дворцом.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.