Меню

Железнодорожные вокзалы Москвы

Содержание
  1. Белорусский вокзал
    1. Информация для пассажиров
    2. Вокзал на карте города
    3. История вокзала
    4. Расписание поездов
  2. Рижский вокзал
    1. Информация для пассажиров
    2. Вокзал на карте города
    3. История вокзала
    4. Расписание поездов
  3. Савеловский вокзал
    1. Информация для пассажиров
    2. Вокзал на карте города
    3. История вокзала
    4. Расписание поездов
  4. Ленинградский вокзал
    1. Информация для пассажиров
    2. Вокзал на карте города
    3. История вокзала
    4. Расписание поездов
  5. Киевский вокзал
    1. Информация для пассажиров
    2. Вокзал на карте города
    3. История вокзала
    4. Расписание поездов
  6. Казанский вокзал
    1. Информация для пассажиров
    2. Вокзал на карте города
    3. История вокзала
    4. Расписание поездов
  7. Ярославский вокзал
    1. Информация для пассажиров
    2. Вокзал на карте города
    3. История вокзала
    4. Расписание поездов
  8. Павелецкий вокзал
    1. Информация для пассажиров
    2. Вокзал на карте города
    3. История вокзала
    4. Расписание поездов
  9. Курский вокзал
    1. Информация для пассажиров
    2. Вокзал на карте города
    3. История вокзала
    4. Расписание поездов

Белорусский вокзал Москвы

Информация для пассажиров

  • Адрес : 25047, г. Москва, пл. Тверской заставы, д. 7
  • Cправочная: +7 (495) 251-60-93, +7 (495) 973-81-91
  • Ближайшая станция метро: Белорусская

Вокзал на карте города

История вокзала

В конце 1860-х годов было начато строительство железнодорожного сообщения Москва-Варшава. В то время город Варшава был частью Российской империи. Эта железная дорога был важным путем на запад.

Железнодорожные вокзалы Москвы

Железнодорожный путь строился одновременно из Москвы и из Смоленска, строители двигались навстречу друг другу. Вокзал, который находился на начальной станции Московско-Смоленского пути, начали строить в 1869 году. Железнодорожный вокзал Москвы получил название Смоленский.

Первые поезда отправились по Московско-Смоленской дороге в 1870 году.

В 1871 году железнодорожная ветка достигла Бреста и стала самой протяженной однопутной железнодорожной линией на всей территории России. Её протяженность составила 1100 км. Вокзал переименовали в Брестский. В это время на вокзале существовали только одна пассажирская платформа.

В 1896 году по проекту Льва Кекушева для встречи царя Николая 2 и царской семьи был построен деревянный павильон. Это была постройка в русском стиле.

В конце века вокзал уже не справлялся с большим количеством пассажиров. В 1907 году вокзал начали реконструировать по проекту архитектора Ивана Струкова. В 1910 году было открыто правое крыло, а также 4 платформы, в 1912 году – левое крыло. В 1912 году в связи с празднованием 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года вокзал и отделение железной дороги были переименованы в Александровские, в честь царя Александра 1, при котором русские войска одержали победу над французами.

Во время Первой Мировой войны с Александровского вокзала на фронт отправлялись солдаты, а сюда возвращались эшелоны с ранеными. С вокзала раненых перевозили по госпиталям, с помощью трамваев.

В 1936 году вокзал был переименован в Белорусский.

Во время Великой Отечественной Войны с Белорусского вокзала провожали солдат на войну. Здесь впервые прозвучала песня «Священная война». В 1945 году на Белорусский вокзал поездом Берлин – Москва прибыли солдаты-победители.

В настоящее время Белорусский вокзал – это памятник архитектуры, истории и культуры России. Над входом до сих пор сохранился старый герб Министерства Путей Сообщения. На втором этаже старого вокзала расположен музей. Но вместе с этим – это современный, соответствующий мировым стандартам вокзал, который продолжает работать и перевозит пассажиров. На вокзале существует два пассажирских здания, пешеходный мост и подземный туннель для выхода к поездам. Вокзал в день принимает до 50 тысяч пассажиров.

Расписание поездов

Рижский вокзал Москвы

Информация для пассажиров

  • Адрес : 129272, г. Москва, Рижская пл., д. 1
  • Cправочная: +7(495) 631 15 88, +7(495) 266-85-12
  • Ближайшая станция метро: Рижская

Вокзал на карте города

История вокзала

С Рижского железнодорожного вокзала берет свое начало рижское направление железной дороги, которое соединяет Россию с Латвией и другими западными странами.

Железнодорожные вокзалы Москвы

Строительство железной дороги к незамерзающим портам Балтийского моря было начато согласно указу Николая 2 в 1897 году. Железнодорожное направление связало столицу России с Латвийским городом Виндава (современный Вентспилс), а дорога получила название Москово – Виндаво – Рыбинская. Протяженность железнодорожной линии составила 2455 км. Решение о создании нового направления было связано с увеличением объемы перевозимых грузов. В Балтику из России везли зерно, муку, мясо, а также полезные ископаемые: железную руду и каменный уголь. Здание железнодорожного вокзала в Москве строилось с 1897 года по 1901 год по проекту архитектора Станислава Бржовского. Руководил строительством архитектор Дидрех.

Вокзал представлял из себя композицию из трех теремов, соединенных между собой переходами. Частично строение одноэтажное, частично двухэтажное. Основной строительный материал – это камень. Архитектура здания создана под русский терем, во внешних чертах можно увидеть черты деревянного строения: наличники, кокошники, бегуны, гирьки и другие приемы древнерусских мастеров, работающих с деревом.

Вокзал был открыт в 1901 году. В этом же году первые поезда начали движение по новой колее. В те времена вокзал был первым в России по количеству перевозимых пассажиров.

Весной 1945 года рижское направление железной дороги было электрифицированного и работу начали электропоезда.

Вокзал в ходе эксплуатации со временем ветшал, разрушался. В связи с этим в конце 20 века вокзал был реконструирован. В ходе работ был восстановлен по чертежам внешний и внутренний вид строения.

В 2004 году на вокзале Москва - Рижская был открыт музей железнодорожного транспорта, который насчитывает около 40 экспонатов: паровозов, тепловозов, вагонов, трофейного подвижного состава и другой техники.

Сейчас на Рижском вокзале современный , комфортный зал ожидания, вместительностью 1300 человек. Но вокзале работают новые кассы, зал оснащен световыми информационными табло.

На вокзале 4 пути: 2 – для поездов дальнего движения, 2 – для пригородного движения.

Пассажирооборот на вокзале: небольшой - около 50 человек в час.

Расписание поездов

Савеловский вокзал Москвы

Информация для пассажиров

  • Адрес : Площадь Савёловского вокзала, д. 2.
  • Cправочная: (495) 285-90-05
  • Ближайшая станция метро: Савёловская

Вокзал на карте города

История вокзала

Идею строительства нового вокзала на окраине Москвы выдвинул председатель правления общества Москово-Ярославской железной дороги, промышленник и меценат, Саава Иванович Мамонтов. Получив в 1897 году разрешение на строительство, общество приступило к изысканиям, а затем к строительству новой железной дороги и вокзала.

Вокзал начали строить в пригороде Москвы, возле Бутырской заставы, а в 1900 году, оценив перспективность направления, Городская Дума включила эти земли в состав города. Перспективное потому, что по пути следования располагались ремесленные центры. Торговое село Кимры, расположенное недалеко от Савельево было известно своими мастерами-сапожниками, рядом располагался древний город Кашин.

Железнодорожные вокзалы Москвы

Вокзал строился долго, вследствие различных издержек, с 1897 года по 1905 год. Руководителем, а возможно архитектором стал А.С. Сумароков. Имя автора проекта точно не известно. Строение было одноэтажное, только центральная часть имела второй этаж, на котором располагались служебные квартиры. Вокзал успешно справлялся с работой на протяжении многих лет. Но к 80-ым годам обветшал и плохо справлялся с большим количеством пассажиров. По этой причине в 1987 году началась модернизация вокзала. Разработал проект и реализовал реконструкцию вокзала в Москве коллектив Института Мосжелдорпроект, под руководством Шамрая.

В 1992 году новый, современный вокзал принял первых пассажиров. Обновленный Савеловский вокзал стал двухэтажным, площадь увеличилась в 2,5 раза, появился парадный вход, а также были добавлены некоторые детали: например, чугунные фонари, часы. Но вместе с этими преобразованиями вокзал сохранил свои исторические черты.

В 2004 году последний раз поезд дальнего следования совершил остановку на станции Москва-Савеловская. С этого времени вокзал обслуживает только пригородные поезда, движущиеся до таких городов, как Данилов, Лобня, Долгопруды, Дубна. В наше время это современный вокзал, представляющий большое количество услуг.

Расписание поездов

Ленинградский вокзал Москвы

Информация для пассажиров

  • Адрес : 107140, г. Москва, Комсомольская площадь, д.3
  • Справочная: (495)262-91-43
  • Ближайшая станция метро: Комсомольская

Вокзал на карте города

История вокзала

Железнодорожные вокзалы Москвы

Указ о строительстве железной дороги Москва - Санкт-Петербург был подписан Николаем 1 в 1842 году. Это железнодорожное направление стало первым в России. В Москве и Санкт-Петербурге было решено возвести железнодорожные вокзалы. Автором обоих проектов стал выдающийся русский архитектор К.А. Тон, при участии Р.А. Желязивича. Вокзалы были построены в 19 веке и существуют и работают по сегодняшний день: Московский в Санкт-Петербурге и Ленинградский в Москве. Вокзалы во многом похожи , но имеют также имеют и разные черты.

Ленинградский вокзал стал первым железнодорожным в Москве. Здание строилось с 1844 по 1849 года по 1849 год. Так как первая железная дорога была построена для представителей высших сословий, внутреннее убранство выполнено с использованием очень дорогих материалов, придавало залу очень красивый, торжественный вид. Внутри здания для отделки использовались высококачественные материалы: полы изготовлены из дубового паркета, шведские печи из мрамора, в царских покоях были установлены массивные дубовые двери.

Вокзал в то время был двухэтажный, на втором этаже располагались квартиры для рабочих вокзала. В случае какого-либо происшествия или аварии работники должны были оперативно отреагировать на ситуацию и оперативно принять меры.

По этой причине служащие должны быть готовы в любое время сток к работе, поэтому проживали на вокзале.

Первый поезд отправился в путь по Москово - Петербургской дороге в 1951 году. Вначале по дороге отправлялся поезд с инженерами, которые руководили строительством, затем поезд с военными. А после этого в ноябре 1951 года дорога была открыта официально и первую поездку совершил царь Николай 1 со своей семьей.

Вокзал несколько раз перестраивался. В 1934 году вокзал был переоборудован. В 1948-1950 годах было построено внутреннее помещение. В 1977 году был ликвидирован навес над платформами, а на его месте построено новое здание, современного вокзала.

Ленинградский вокзал в Москве на сегодняшний день обслуживает пассажиров, отправляющихся на поезде в Санкт-Петербург и другие города этого направления.

Современный вокзал представляет ряд услуг своим пользователям: камеры хранения, зал конференция, банкомат, отправка телеграмм, международная связь, местная, спутниковая связь.

Пассажиропоток вокзала составляет 500 человек в час. На вокзал приходит большое количество фирменных поездов.

Расписание поездов

Киевский вокзал Москвы

Информация для пассажиров

  • Адрес : 121059, г. Москва, пл.Киевского вокзала, д. 1
  • Справочная: (499) 240-70-71, (499) 240-04-15, (499) 240-11-15
  • Ближайшая станция метро: Киевская

Вокзал на карте города

История вокзала

Железная дорога Москва-Брянск была запущена эксплуатацию в 1899 году. Тогда Киевский вокзал назывался Брянским. Это было небольшое одноэтажное здание, построенное из дерева. В адрес Брянского вокзала сыпались разные высказывания, в основном люди были недовольны тем, что вокзал маленький, неопрятный.

Железнодорожные вокзалы Москвы

Решение о создании нового вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Руководителем строительства был назначен военный инженер – Федор Иванович Рерберг, он же стали и автором проекта нового вокзала. Архитектор к этому времени уже обладал большим опытом и знаниями, что помогло ему в нахождении специалистов для работы. В сооружении вокзала принял участие инженер и ученый Владимир Григорьевич Шухов – разработал дебаркадер и перекрытия залов, скульптор Сергей Семенович Алешин, Олтаржевский Вячеслав Константинович принимал участие в разработке проекта вокзала.

Строение было спроектировано в архитектурном стиле неоклассицизм. Интересное решение было предложено архитектором. Фасад здания должен выходить на Москву-Реку. Особое место в вокзальном комплексе отведено для высокой башни с часами. Ее высота достигала 51 метра. Механические часы являются единственными в своем роде в Москве, кроме кремлевских. В росписи стен вокзала отображены события отечественной войны 1812 года. Еще одной особенностью вокзала стал огромный дебаркаэдр – большой навес, изготовленный из стекла и металла.

Закладка зданиями состоялась в 1914 году, а завершилось строительство в 1920 году, в этом же году состоялось открытие нового Брянского вокзала и он начал свою работу.

В 1934 году вокзал был переименован в Киевский. В настоящее время Киевский вокзал Москвы считается одним из самых красивых вокзалов города.

Расписание поездов

Казанский вокзал Москвы

Информация для пассажиров

  • Адрес : 107140, г. Москва, Комсомольская пл., д. 2
  • Cправочная: (495) 264-66-56
  • Ближайшая станция метро: Комсомольская

Вокзал на карте города

История вокзала

Казанский вокзал является самым молодым на площади трех вокзалов. Первый вокзал появился в этих местах в связи со строителсьтвом железной дороги Москва-Рязань. В 1862 году Рязанский вокзал принял первых пассажиров. Здание вокзала представляло из себя небольшой деревянное строение . Однако простояло оно недолго, уже в 1864 году по проекту М.Ю. Левестама был возведен каменный вокзал.

В 1893 году железная дорога из Москвы достигла Казани. В связи с этим возросло количество направлений, вокзал не был рассчитан на такое увеличение и необходимо было возвести новый, вместительный вокзал. Вокзал начали строить в 1913 году, а в 1926 году основные работы были закончены. Несмотря на это до 1948 года вокзальный комплекс достраивался и улучшался.

Железнодорожные вокзалы Москвы

Вокзальный комплекс состоит из нескольких построек, соединенных между собой, своим внешним видом одни напоминают крепостные башни, другие товарные ряды.На углу здания расположена башня, которая напоминает башню Сююмбики, расположенную в Казанском кремле. Внутреннее оформление зала ожидания выполнено в архитектурном стиле барокко.

Архитекторами вокзала стали А. В. Щусев, А. В. Снигарев, И. А. Голосов. Щусев задумывал вокзал не просто как здание для обслуживания пассажиров, а еще как украшение Москвы.

В 1987 по 1997 здание вокзала было модернизировано и расширено. В частности был построен подземный тоннель между тремя вокзалами на площади. Также появилась крыша над платформами.

Сегодня вокзал является самым крупным в Европе по таким показателям, как пассажиропоток и количество поездов. Пассажиропоток составляет 1,4 тысяч человек в час.

В Царской башне Казанского вокзала расположен музей московской железной дороги. Вокзал является выдающимся памятником российской архитектуры.

Расписание поездов

Ярославский вокзал Москвы

Информация для пассажиров

  • Адрес : 107140, г. Москва, Комсомольская пл., д. 5
  • Cправочная: (495) 921-08-17, 921-59-14
  • Ближайшая станция метро: Комсомольская

Вокзал на карте города

История вокзала

Ярославский вокзал был построен для пассажиров железнодорожного направления Москва – Сергеев Посад.

Ярославское направление начало строится в 1860 году. Предложил идею строительства железной дороги в сторону Ярославля и реализовывал проект – Федор Чижов, ученый, промышленник, финансист.

Ярославский вокзал Москвы

Помимо экономической выгоды от железной дороги, Чижов поставил задачу доказать российскому обществу, что Россия своими силами может качественно и быстро построить железную дорогу, не прибегая к помощи иностранных инвесторов. Финансирование обеспечивали русские купцы. Основной вклад внес И.Ф. Мамонтов. Его сын, Саава Иванович, известный меценат, ученый, также основал Мытищинский вагоностроительный завод, который работает по сей день.

В 1862 году в Москве был открыт Ярославский вокзал. Здание было расположено на одной линии с Николаевским (ныне Ленинградским) вокзалом. Строение представляло собой двухэтажное деревянное здание. Вокзал был построен по проекту петербуржских архитекторов Кузьмина и Шустова.

В июле 1862 года по дороге поехал первый поезд. Протяженность железнодорожных путей составила 70 километров.

До 1870 года поток пассажиров был небольшой, вокзал спокойно выполнял свои функции. В 1870 году дорога была продлена до Ярославля и Ростова - Великого. В связи с этим пассажиропоток увеличился, возникла необходимость строительства нового вокзала.

Разработку проекта Ярославского вокзала поручили архитектору Федору Осиповичу Шехтелю. Готовый проект утверждал император Николай 2. Новый вокзал строился с 1902 по 1904 год.

Вокзал был построен в стиле русский модерн. Снаружи строение напоминает русский терем. Во внешнем оформлении существует ряд особенностей: высокая кровля с подзорами, шатерные башни, выполненные в память об архитектуре башен Московского Кремля, огромная входная арка. Верхняя часть здания украшена панно с изображением природы северных районов. Над входом вокзала расположились три символа Ярославского направления: герба Москвы, Архангельска и Ярославля. Цветовое решение напоминает о дремучих лесах севера.

Для строительства перрона был привлечен знаменитый архитектор Л.Н. Кекушев. Внутреннему убранству также было уделено большое внимание, в оформлении участвовал знаменитый русский архитектор К. Коровин. Копии его работ можно встретить и на современном вокзале, оригиналы находятся в Третьяковской галерее.

В строительстве были использованы самые современные материалы того времени: железобетон, металлоконструкции, облицовочная плитка.

Вокзал несколько раз перестраивался. В 1960-х, 80-х, 90-х, а последняя модернизация была в 1995 году.

Строители бережно отнеслись к творениям своих предшественников. Особенно можно отметить разные изображения в древнерусском стиле, но с изображениями на них советской эпохи.

В настоящее время Ярославский вокзал Москвы - это исторический и вместе с тем современный вокзал. Имеется просторный, комфортный зал ожидания, в котором есть даже детская площадка. После реконструкции 1995 года вместительность вокзала увеличилась в 2 раза. На Ярославском вокзале берет свое начало Транссибирская магистраль.

Расписание поездов

Павелецкий вокзал Москвы

Информация для пассажиров

  • Адрес : 115054, г. Москва, Павелецкая площадь, д. 1а
  • Cправочная: (495)235-05-22, (495)235-68-07, (495)950-37-00
  • Ближайшая станция метро: Павелецкая

Вокзал на карте города

История вокзала

Одной из самых крупных частных дорог в конце 19 века была Рязано - Уральская железная дорога. Дорога связала сетью 12 губерний, но не была присоединена К Москве, поэтому в 1897 году правление общества Рязано - Уральской железной дороги выступило с предложением о строительстве железнодорожного направления в Москву и создании еще одного вокзала в столице. Николай 2 дал разрешение и общество приступило к строительству. Прокладка путей завершилась в короткие сроки, на восемь с половиной месяцев раньше, чем планировалось. К этому времени еще не был построен вокзал, поэтому первых пассажиров этого направления принимал Курский вокзал Москвы. Открытие Смоленского вокзала состоялось в 1900 году. В то время управление дороги располагалось в Смоленске, поэтому вокзал получил такое название.

Павелецкий вокзал Москвы

Вокзал был построен в соответствии с нормами своего времени: симметричный, с высокими окнами, имел широкий, удобный подъезд. Цоколь был отделан камнем, а вестибюль был украшен лепниной. На вокзале имелась система отопления. Толщина наружной стены составила два с половиной кирпича – это солидный запас для вокзальных стен. В общем вокзал рационально спланирован и был удобен в использовании.

В 1941 году был переименован в Павелецкий.

А 1980 году, проработав немалый срок, вокзал нуждался в обновлении. Перед архитекторами поставили сложную задачу: обеспечить удобство пассажиров, создать современный вокзал, при этом сохранить какие-то черты старого вокзала, его силуэт. Реконструкция проводилась трестом «Мостранссстрой», архитекторами А. Гурковым, С.Кузнецовым и А.Воронцовым. Со своей задачей они успешно справились, и в 1997 году вокзал открыл свои двери для пассажиров.

Новое здание вокзала получилось нарядное, удобное, светлое. Если посмотреть на строение, то оно выглядит, как прежнее одноэтажное здание, но на самом деле это трехэтажное строение, на двух подземных этажах расположены помещения для обслуживания пассажиров, а также техническое оборудование .Кроме того по своим характеристикам он был улучшен в разы: по объему он был увеличен в 6 раз, а пропускная способность увеличена в 4 раза. Современный Павелецкий вокзал может обслужить в час 10 000 пассажиров. Пассажиропоток составляет 1000 человек в час.

Расписание поездов

Курский вокзал Москвы

Информация для пассажиров

  • Адрес : 105064, г. Москва, ул.Земляной Вал, 29
  • Cправочная: (495) 266-53-10
  • Ближайшая станция метро: Курская

Вокзал на карте города

История вокзала

Первый, временный вокзал был построен в 1860 году за Покровской заставой, у современного Путейского Тупика. Вокзал жители города называли деревянный «сарай», официальное название ему было дано Нижегородский.

Ветка железной дороги в Нижний Новгород находилась под управлением частной компании. Дорога Москва – Курск была построена в 1868 году, количество пассажиров, объем грузов увеличился, а новое место для вокзала не было выбрано. У владельцев не хватало средств на развитие сети железных дорог. Тогда вмешалось правительство. В 1894 году железнодорожное направление было выкуплено государством.

Курский вокзал Москвы

С 1894 по 1896 годы на Курско-Нижегородской железной дороге строился новый вокзал по проекту архитектора Н. Орлова. Это было изящное строение с белыми колоннами. Вокзал расположился на Садовом кольце и под своей крыше принял поезда двух направлений: Горьковские и Курские.

На вокзале в 1938 году прошла первая реконструкция.

Постепенно пассажиропоток увеличивался и возникла необходимость в строительстве нового улучшенного вокзала. В 1972 году завершилась вторая модернизация. Старое здание теперь располагалось внутри нового, современного строения. Стеклянный фасад нового вокзала выходил на привокзальную площадь. Здание имело длину 200 метров и высоту 15 метров. На вокзале 9 платформ.

В 2008 году вокзал был вновь реконструирован. На вокзале появилась мощная система безопасности, а также организованна четкая система навигации пассажирских потоков. Сейчас Курский вокзал один из самых современных и крупных вокзалов в Москве.

Расписание поездов

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.