Вокзал на карте города:
Железнодорожное сообщение в Самаре начинает свой путь в 1857 году. В этом году генерал-губернатор Корженовский Оренбургской губернии предложил о строительстве ветки железной дороги через Самару в Оренбург. С этого момента начинается развития железной дороги в городе Самара и прилегающих районах.
Но еще несколько лет потребовалось для того, чтобы произвести изыскания пути, подготовить и утвердить проект, обеспечить финансирование строительства железной дороги и только в 1875 году было начато строительство. По первоначальному проекту вокзал должен был располагаться за Самарой, в пригороде, но потом были внесены изменения и дорогу проложили через город. В 1876 году был построен железнодорожный вокзал в городе Самара. Вокзал был построен в итальянском стиле Санкт-Петербургским архитектором де Рошефором. Кроме вокзала по его проекту была выстроена привокзальная площадь.
Движение по Самаро-Златоусовской железной дороге было открыто в 1890 году. В 1897 году на железнодорожный вокзал было проведено электричество. Количество пассажиров железнодорожного транспорта постоянно увеличивалось, росли нагрузки и к концу девятнадцатого века главный железнодорожный вокзал не справлялся с количеством пользователей железнодорожного транспорта. Поэтому в 1914 году была начато строительство дополнительных помещений для обслуживания пассажиров, были построены несколько пристроек и возведен второй этаж вокзала. Эти реконструкции сделали свое дело, и вокзал проработал в интенсивном режиме еще более 80 лет.
Здание вокзала вошло в реестр памятников архитектуры, но к концу 20 века, немало проработав, обветшало и находилось в аварийном состоянии. Было принято решение о сносе старого вокзала и строительстве нового, современного железнодорожного вокзала в Самаре.
Летом 1996 года был дан старт строительству не просто вокзалу, а целому вокзальному комплексу в городе Самара. Строительство было разбито на несколько очередей. Движение через станцию, как пригородных, так и поездов дальнего следования продолжалось по специальной схеме.
25 мая 1999 года была запущена в работу первая часть комплекса – конкорс, который представляет переход через железнодорожные пути, с которого можно выйти на любую платформу вокзала, а также здесь был расположен большой, комфортабельный зал ожидания, буфет и туалеты. В работе принимали участие российские и иностранные специалисты. В декабре этого же года был запущен в эксплуатацию пешеходный туннель №2.
Летом 2000 года была открыта вторая часть комплекса, включающая в себя здание гостиницы и коридор между этим зданием и конкорсом. В новом здании вокзала разместилась администрация, служебные помещения, парикмахерские, зал для деловых встреч. В переходе между конкорсом были размещены билетные кассы и справочная информация для пассажиров и встречающих.
Декабрь 2001 года – завершение первой очереди открытием третей части – высотного здания.
Общая площадь железнодорожного вокзала составляет 32 тыс. кв.м. Вместительность единовременная 2600 человек. Каждые сутки принимает около 16 000 пассажиров.
Строительство современного вокзального комплекса в Самаре еще не завершено и планируется возведение второй очереди. Но несмотря на это железнодорожный вокзал в Самаре стал достопримечательностью города уже сейчас. В здании вокзала на 2 этаже расположен Исторический музей Куйбышевской железной дороги, а на 18 этаже расположена смотровая площадка на высоте 64 метра. Самарское здание стало самым высоким вокзалом в Европе, высота вместе со шпилем 100 метров.