Меню

Условия 6-х всесоюзных соревнования моделистов-железнодорожников

Всесоюзные соревнования школьников, которые занимаются железнодорожным моделированием проводились в СССР каждые три года. На железнодорожных станциях юных техников, в домах пионеров и школьников, в школах ребята строили модели электровозов, с которыми выступали на соревнованиях.

С утвержденными МПС правилами соревнований можно ознакомиться в этой статье.

Для участия в соревнованиях каждая железная дорога выставляет команду из пяти человек: руководитель и четыре моделиста: два – от школ и два – от внешкольных учреждений.

Команда представляет на соревнованиях 4 модели электровоза: две копии и две экспериментальные (собственной конструкции). Все модели должный быть оснащены автоматическими устройствами.

Прототип для моделей-копий могут служить любые электровозы, принятые для эксплуатации на железных дорогах СССР, за исключением старых типов ВЛ–19, ВЛ-22 и ВЛ-23.

В моделях-копиях внешний вид, осевая формула и тип тележек должны соответствовать оригиналу, а основные размеры отвечать масштабу 1:30 натуральной величины при ширине колеи 51 мм. Нагрузка от оси на рельсы не должна превышать 1,2 кг. Колесные пары стальные. Они могут быть изготовлены и из других материалов, но бандажи должны быть обязательно стальными. Диаметр колеса по кругу катания – 41 мм.

На модели могут быть двигатели постоянного или переменного тока. Число их не ограничивается, но общий потребляемый ток не должен превышать 10 А, а напряжение – 36 В.

Модель электровоза оборудуется действующей автосцепкой по чертежам, опубликованным в № 12 «М-К» за 1967 год, или другой сходной конструкции. Высота оси автосцепки над уровнем головки рельса -35 мм. Давление пантаграфа на контактный провод допускается не выше 300 г. Все модели электровозов должны вписываться в участки с радиусом кривизны 2 м и двигаться по инерции.

Особое внимание обращается на внешнюю отделку. Модели можно окрашивать в любой цвет, но на кузов нужно обязательно нанести знаки и надписи, принятые для локомотивов железных дорог СССР. Все модели должны отвечать требованиям габарита.

В программу соревнований входит: 1)осмотр и оценка моделей технической комиссией; 2) испытание на тягу с общей экономичностью; 3) испытание на скорость; 4) испытание действий автоматических устройств. По каждому виду соревнований участнику начисляются баллы, по сумме которых определяют победителей.

Технический Осмотр

При осмотре модели техническая комиссия определяет оценки по следующим показателям: качество конструкции – от 10 до 50 баллов, качество изготовления – от 5 до 30 баллов, внешняя отделка – от 5 до 30 баллов.

Технической комиссии вместе с моделью обязательно предъявляется чертежи общего вида и основных узлов с указанием габаритных размеров (масштаб 1 : 1 или 1:2), техническое описание и фотографии модели, технический паспорт.

Если вес модели превышает установленную норму (из расчета 1,2 кг на ось), то участнику начисляя штрафные балл (таблицы 1), которые при подведении итогов вычитаются из суммы баллов, полученных на испытаниях.

Испытания на тягу и экономичность

Испытания на тягу (с оценкой экономичности) и скорость производятся на стенде. Он представляет собой прямой горизонтальный участок с полезной длиной между линиями старта и финиша 20 м и оборудован стальными рельсами колеи 51 мм (с допуском 2 мм) и контактным проводом, подвешенным на высоте 208+- 2 мм над уровнем головки рельса.

Для испытания на тягу(и экономичность) к модели прицепляют состав, состоящий из платформ, нагруженных балластом (металлические болванки). Вес состава заявляется участником, но не должен быть менее пятикратного по отношению к весу локомотива. Дистанцию 20 м модель поезда должна пройти за время не более 20 сек.

Зачетными показателями являются: отношение веса состава (вес груза + вес платформ) к собственному весу локомотива, расход электроэнергии в ватт-секунду(измеряется электросчетчиком) и время проследование (в секундах).

Количество баллов за тягу определяется по формуле:

Nт=5*Pc/Pл, где

Nт- количество баллов за тягу; Pc – вес состава в кг; Pл – вес локомотива в кг.

Количество баллов за экономичность подсчитывается по формуле:

Nэ=60000*Pc/W*T, где

Nэ- количество баллов за экономичность; Pc – вес состава в кг; W – расход электроэнергии в ватт-секундах, T – время проследования участка в секундах

В формуле 2 учитывается не только удельный расход электроэнергии, но и время перевозки груза, что легкие пояснить, представить ее в развернутом виде:

Nэ=2000*Pс/W*30/T, где

Pс/W –количество перевезенного груза (брутто) на единицу затраченной электронной электроэнергии, 30/ T – коэффициент, учитывающий время перевозки грузы: при T=30 он равен 1, если T<30, число баллов соответственно увеличивается.

Испытания на скорость

На скорость испытания локомотива без состава. Зачетным показателем является время прохождения дистанции 20 м при старте с места.

Количество баллов за скорость подсчитывается по формуле:

Nc=(50/T) 2, где

Nc – количество баллов за скорость, T-время в секундах.

Испытания действия автоматики

Работа автоматических устройств может, проверяется как на прямом, так и на кольцевом стенде. Установив модель на стенд и подготовив ее к демонстрации, участник заявляет судьям, какие действия из перечисленных в паспорте модели и в каком порядке он намерен демонстрировть. Получив разрешение на старт, участник запускает модель. Весь цикл операций должен быть выполнен за время не более 10 мин. На участке длиной 20 м (на прямом стенде).

Оценка определяется по таблице 2. Сумма баллов, подсчитанная по ней, умножается затем на коэффициент, зависящий от сложности применяемой системы управления и вида аппаратуры в с соответствии с таблицей 3.

Участнику, получившему зачетную оценку за работу автоматики, начисляются дополнительно от 10 от 50 баллов схему, конструкцию и качество монтажа автоматических устройств.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.