Музей железнодорожного транспорта Московской железной дороги(МЖД) состоит из двух частей - исторической и технической. Главное здание музея, представляющее исторический раздел, расположено на территории возле Павелецкого вокзала. Вторая часть музея - экспозиция исторического транспорта под открытым небом находится на Рижском вокзале. Основная задумка формирования экспозиции - роль и влияние Московской железной дороги на индустриальное развитие России.
В главном здании музея вы обнаружите центральный экспонат выставки - старинный паровоз серии "У127". Этот паровоз официально является памятником техники Российской Федерации. Российский, а позднее советский паровоз имел название "Красный паровоз", так как его почетным машинистом был В.И.Ленин. 23 января 1924 году этот же локомотив вел траурный поезд с телом вождя пролетариата до Павелецкого вокзала. Благодаря тому, что паровоз хранился в отапливаемом ангаре, он сохранился до нашего времени в отличном состоянии.
На витринах музея наглядно представлено прошлое столичной магистрали в документах, чертежах, предметах, инструментах, знаках отличия, наградах и в форме одежды железнодорожников.
В залах расположены реконструкция внутреннего убранства купе 1 класса дореволюционной России, воссоздан кабинет начальника станции и комната работника железной дороги. Вы можете заглянуть в вагон электропоезда, где каждый пассажирский отсек представлен людьми разных эпох.
Кроме типичных музейных приемов применены современные технологии - интерактивные экраны, на которых, например, можно изучить устройство паровозов или поиграть в тематические игры.
Помимо исторической части в музее железной дороги вы сможете ознакомится с трудовыми буднями Московского отделения дороги нынешнего времени. В этом разделе представлены макеты современного рельсового автобуса РА-2, скоростного электропоезда "Спутник", скоростного поезда "Спасан".
В музее периодически проводятся конференции, собираются круглые столы.
График работы
Вторая часть музей железнодорожного транспорта Московской железной дороги(МЖД) расположилась на Рижском вокзале, под открытым небом.
На путях музея, общей длиной 1,6 км, расположились локомотивы, вагоны и другая техника, которая характеризует этапы развития железнодорожного транспорта России.
Всего представлено более 60 натуральных образцов:
Экспонаты постоянно используются в съемках документальных и художественных фильмов. Периодически происходит пополнение музея образцами железнодорожного транспорта.
В здании музея расположен железнодорожный макет и магазин для любителей железнодорожного моделизма.
Музей был основан в 1813 году и является одним из старейших технических музеев мира. За более чем двести лет работы удалось собрать 65 тысяч экспонатов на тему транспорта и железной дороги. Экспозиция музея в хронологическом порядке рассказывает об истории железнодорожного транспорта России и представлена в 11 залах. Кроме того, в музее представлена выставка натуральных образцов техники, насчитывающая около 50 единиц подвижного состава.
В музее представлено огромное количество моделей подвижного состава и макетов на разнообразные темы, а также фотографии, альбомы, чертежи, книги, документы, элементы пути, инструменты и другие предметы, характеризующие различные временные эпохи на железной дороге. Качество некоторых макетов поражает уровнем детализации и мастерством исполнения.
Огромная коллекция центрального музея поведает вам о истории развития Отечественных железных дорог, технологий строительства, локомотивного и вагонного парков, средств сигнализации и централизации, блокировки и связи.
График работы
Рабочие: понедельник, вторник, среда, четверг, воскресенье с 10.30 до 17.00.
Выходные: пятница, суббота.
Санитарный день: последний четверг каждого месяца.
Музей был создан в 1978 году. Музей Октябрьской железной дороги знакомит посетителей с историей сети железных дорог на северо-западе страны и рассказывает о Санкт-Петербургском узле в частности. От трагических событий революции до современного положения дел.
Основная часть экспозиции - натуральные образцы железнодорожной техники. Их тут около 180 единиц. Выставка является наиболее полным собранием паровозов отечественной постройки, а также зарубежных, которые использовались на железных дорогах России.
Состав подвижного состава:
Экспонаты музея иллюстрируют драматические события революции и гражданской войны, последующей индустриализации, электрификации и перехода на новые виды тяги.
По состоянию на начало 2016 года для музея строится новый высокотехнологичный выставочный комплекс. К концу года планируется завершить строительные работы.
График работы
Неподалеку от города Переславль-Залесский в Ярославской области находится музей узкоколейного транспорта - единственный в России в своем роде.
Изначально это была железная дорога, по которой перевозили торф с болот. Узкоколейка длиной два километра проходит вблизи Блудова болота, где происходили события сказки Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца». Со временем дорога утратила свое экономическое значение и лишь силами энтузиастов получилось сохранить ее, как памятник истории.
Основная экспозиция музея расположена в посёлка Талица, там располагается депо и станция. На путях узкоколейки представлены натуральные образцы подвижного состава: вагоны, паровозы, тепловозы, дрезины, мотовозы и другие механизмы .
Состав узкоколейного подвижного состава:
В Переславском музее жд техники периодически проводятся выставки и другие мероприятия. Экспонаты музея периодически учувствуют в съемках кинофильмов.
График работы
С 2003 года неподалеку от Ростова-на-Дону, на станции Гниловская действует музей железнодорожной техники.
Общая длина путей экспозиционной площадки составляет 1900 метров. Музей насчитывает около 60 натуральных экспонатов техники, 50 из которых работоспособны. В экспозиции представлены очень ценные, уникальные образцы подвижного состава.
Состав подвижного состава:
До музея можно добраться на ретро-поезде, который ходит с вокзала "Ростов-главный". Продолжительность поездки составляет 2 часа 30 минут.
График работы