Вагон - это единица подвижного состава, предназначенная для перевозки грузов или людей. Разделяются на пассажирские и грузовые. В свою очередь грузовые разделены на виды: крытые, платформы и другие, пассажирские делятся на виды: почтовые, багажные, купейные и другие виды. Железнодорожные вагоны формируют составы. Вагоны в поезде соединены устройствами сцепки, а также специальным шлангом – тормозной магистралью, которая используется для торможения и управляется из локомотива, а иногда из пассажирских вагонов. Для этого предназначен стоп-кран.
Последний вагон в составе имеет специальные обозначения при движении по путям. Вагоны также классифицируются по количеству осей: четырехосные, восьмиосные и другие. На вагонах наносятся знаки отличия и различные надписи.
Появление первых вагонов в России
Прародителями железнодорожного вагона можно считать повозку, которая появилась несколько тысяч лет назад.
Созданию рельсовых железных дорог предшествовало создание лежневых путей. Лежневой путь представлял собой две параллельно уложенные металлические или деревянные балки. По ним двигалась повозка. Форма колес тележки была сделана таким образом, что они прочно держались на колее дороги. В движении повозка приводилась вручную, лошадьми. Хотя в России использовались и другие виды энергии. Например, на одном из заводов к повозке прикреплялся канат, который приводился в движение водяным колесом. Такую конструкцию разработал и применил талантливый механик Козьма Дмитриевич Фролов. В России было построено несколько железных дорог, которые использовались на заводах: в Петрозаводске, под руководством Аникиты Сергеевича Ярцева, в Нижнем Тагиле изобретателями Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном Ефимовичем. Горный инженер Петр Козьмич Фролов построил чугунную рельсовую дорогу с конной тягой.
В России была создана хорошая база для дальнейшего развития железнодорожного транспорта. Но, царское правительство не обратило внимание на отечественные заводские дороги. Для Царскосельской железной дороги, официально открытой 11 ноября 1837 года рельсы, вагоны, паровозы были закуплены за границей. В первые дни работы поступило 44 пассажирских вагона, 19 товарных вагона, а также 6 паровозов.
Повозки, которые двигались по рельсам, были названы английским словом «waggon»(вагон).