Меню

Сортировочная горка

Важнейшим элементом построения технологического процесса в сфере жд перевозок является переработка отправляемого груза на пунктах сортировки. Сортировочные горки исполняют основную функцию, при объемной переработке вагонов и организации передвижения составов на основе плана всей сети формирования поездов.

После отправления составов на станции сортировки, здесь формируют сквозные, участковые, сборные и участково-сборные поезда, а также вывозные и передаточные составы, направляющиеся в близрасположенные грузовые станции узла и заводские. Формирование на таких станциях сквозных поездов позволяет сэкономить время на доставке грузов. Благодаря проделанной работе, поезд не проходит переработку на некоторых промежуточных сортировочных пунктах. Еще одним плюсом является экономичность таких перевозок, благодаря правильной организации работы сортировочной линии. В основе технологического процесса на такого вида станциях лежит работа специальных устройств-сортировочных горок. Это механизм, состоящий из ряда сложнейших элементов, оснащенный процессором, рядом сооружений для успешного управления рабочим транспортом. Сортировочные горки объединяют в единое целое эксплуатацию компрессорной техники и пневматических замедлителей, приводов и рельсовых цепей, сложнейших электронно-вычислительных машин, микропроцессоров и устройств радиолокации. Основная задача данного оборудования - оптимизация и ускорение сортировочного процесса. Устранение грузопростоя, сокращение времени доставки, обеспечение целостности груза. Правильное построение работы сортировочных горок влияет на результаты работы всей системы РЖД. Это целые, в ряде случаев автоматизированные, в других механические, комплексы. Оптимизация процесса, при использовании рассматриваемого оборудования, происходит за счет сокращения использования человеческого труда, возможности сортировки большего объема, затраты меньшего времени, за счет механизации работы. В настоящее время, предприятия выпускающие сортировочные горки постоянно работают над разработками и усилением автоматизации их работы. Классификация сортировочных горок проводится по уровню мощности и производительности. К примеру : завышенной, высокой, средней и низкой мощности. В зависимости от уровня мощности, размера сортировочной станции, где горка будет эксплуатироваться, и предполагаемого объема вагонов, подлежащих переработке, формируются элементы сортировочного комплекса.

Состоит такая сортировочная горка из двух основных блоков-перевального и надвижного элемента. Другими словами перевальную часть называют еще горбом. Это две важнейших составляющих сортировочной линии.

Надвижной блок служит для подачи вагонов к верхней точке горки и их распусканию. Состоит этот блок из путей надвига, которые связывают горб с принимающей частью горки, а в случае одинакового расположения элементов приема и сортировки груза, с путем, выполняющим функцию вытягивания.

Часть горки, которая соединяет прямой путь передвижения горки на вершине со спускной частью, имеющей наклон, называется горбом.

Существует возможность установки нескольких горбов, что позволяет работу с несколькими вагонами одновременно. Это основные элементы сортировочной горки.

Начало использования сортировочных горок в России было налажено в 1889 году в Саратовской области. Далее данный механизм находился в постоянной разработке и совершенствовании. В 1917 году, механизированные горки использовались уже на ряде станций. После, благодаря работе наших инженеров, появились более автоматизированные сортировочные горки, произошло это в середине 30-х годов.

Раньше, пока не стали применять силовые устройства, установленные на горках стрелки передвигали руками, а вагоны, или цепь вагонов передвигались при сопровождении тормозящего. Он регулировал вручную передвижение отцепа. Если скорость становилась выше предусмотренной, задачей тормозящего было выложить на железнодорожные пути башмак, так называемый "тормозник".

В настоящее время, организация работы сортировочной горки полностью автоматизирована, управление ведется централизованно с горочного поста. Здесь же и осуществляют передвижение сделки, контроль за скоростью отцепа и торможению, путем срабатывания специальных механизмов, сдвигающих тормозной башмак на рельсы.

Все горочные посты телефонизированы, чтобы операторы могли поддерживать связь с сектором управления локомотивами и дежурными железнодорожной станции. Возможно и оснащение громкоговорящими устройствами, для удобства сообщения.

На некоторых механизированных сортировочных пунктах применяется телеграфная связь, для передачи между рабочими постами информации о передвижении состава, характеристиках груза и произведенных действиях. Это еще один плюс в организации режима торможения вагонов.

Учитывая круглосуточный режим сортировочных станций, на горках устанавливаются осветительные устройства, которые заливают светом места расположения стрелок и замедлителей отцепа.

В РФ налажено производство горочных комплексов, которые использует ОАО РЖД. Это современное, высококачественное оборудование, соответствующее мировым стандартам. Изготовлением и реализацией такой продукции занимаются такие крупнейшие предприятия в сфере машиностроения, как :

Брянский, Коломенский, Калужский и Воткинский машиностроительные заводы. Также на юге Новочеркасский электровозостроительный завод, на севере Муромтепловоз. Предприятия зарекомендовавшие себя на рынке машиностроения, благодаря качественной продукции. Развитое Российское производство по выпуску сортировочных горок, позволяет в дальнейшем успешно осуществлять их техническое обслуживание.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.