Меню

Кладбища поездов в России и мире

Каждая транспортная отрасль имеет кладбища, куда отправляется вся старая и уже списанная паровозная техника. Для любителей техники, здесь раздолье: всё можно посмотреть своими глазами и потрогать руками. По сути дела, на открытой площадке стоят бывшие трудяги, как музейные экспонаты. Настоящий музей старой железнодорожной техники под открытым небом.

Кладбища паровозов

Пермский край

Кладбище паровозов в Пермском крае

В Пермском крае, рядом с железнодорожной станцией Шумково находится кладбище паровозов. На данной территории стоят старые паровозы уже не один десяток.

В Пермском крае кладбище паровозов начали принимать списанную технику с 1967 года. Эта обширная площадь состоит из двух частей. Ближайшая площадка принимает современную железнодорожную технику, которая представлена снегоуборщиками, локомотивами и вагонами. Сюда же поступает вагонный подвижной состав электричек, рейсы которых на зимний период времени отменены. Эту площадку охраняет охрана, расположившаяся в специальном домике.

Продолжая движение по рельсовой колее дальше, через семьсот – восемьсот метров начинается паровозное кладбище.

Большую часть этой площадки занимают паровики, относящиеся к серии «Л». Железнодорожный народ их прозвал «Лебедянками».

На кладбище паровозов «Пермский», когда-то стоял один из старых паровиков серии «ЭР 716-66», изготовлен был венгерской фирмой «MAVAG». Возраст этой техники исчислялся с 1936 года. В течение четырёх десятков лет этот паровичок обеспечивал большую часть манёвровых работ станционного пункта Кунгур. Судьба этой паровозной единицы сложилась удачно, она была выкуплена музеем «Уральской боевой славы» небольшого городка Верхней Пышмы, Свердловской области, достойно заняв место демонстрационного экспоната.

Табличка на кладбище паровозов в Пермском крае

На эту площадку отправлялись и знаменитые паровики серии «ФД», получившие свою аббревиатуру от имени Феликса Дзержинского. Большая часть этих паровозных единиц была продана в Китайскую народную республику. Очевидцы этих сделок отмечают, что большая часть старых «ФД» имели не то что удовлетворительное состояние, а хорошее состояние. Подвижные детали находились в хорошей смазке и не издавали никого непотребного скрипа в период движения. Кочегарам и машинистам можно была бы на этих паровиках занимать штатное место и продолжать трудится. Другие паровики имели неприглядный вид, их остовы зияли дырами. Коррозия безжалостно съедала корпусную часть техники. На ряде паровозных тендеров появились берёзовые деревца. Лобовая часть паровозов того времени украшалась большой звездой.

Основная часть данной техники была произведена на заводах в период сороковых и пятидесятых годов, двадцатого столетия.

Нельзя обойти стороной такой вопрос, что, несмотря на имеющуюся охрану площадок, на паровозном кладбище продолжают хозяйничать мародёры. Демонтаж техники производятся регулярно, профессиональными вандалами разбиваются фары, свинчиваются и срезаются детали. Но даже изуродованные паровики по-прежнему восхищают своей простотой в обслуживании и мощностью.

Когда руководством ЖД и нашей страны на правительственном уровне было принято решение о создании специального объекта, носившего название, как «Кладбище паровозов Пермский», то не исключалась возможность дальнейшего использования паровиков в случае ведения военных действий, поскольку будет ощущаться острая нехватка электричества, подаваемое на контактные провода ЖД. Поскольку это был специальный объект, то он имел и гриф секретности. Все поступающие на площадку паровозные единицы обслуживались рабочей бригадой, производилась обязательная смазка ходовой части.

В наше современное время, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, использование паровиков из-за наличия их низкого уровня КПД, всего десять процентов, будет делом нерентабельным. Гораздо выгодным делом будет применение тепловозного парка.

На сегодняшний день на кладбище паровозов находится не более двадцати паровиков, в советские времена их количество доходило до ста сорока единиц.

Кладбище паровозов (Пермский край) на карте:

Видеообзор кладбища паровозов:

Боливия

Кладбище паровозов в Боливии

Боливия, кладбище паровозов заняло высоту над уровнем моря, равную 3600 метрам. В этом месте быстро приходит сознание, что тебя пронизывает насквозь дуновение холодного ветра. Несмотря на красоту белоснежных облаков, отражения в них поверхности зеркальной глади солоноватой землицы, лёгкости голубого воздуха, ты видишь рельсовую колею, ведущую только в один конец, где царит тишина, леденящая душу.

В этом месте, в средней части солончака Уюни подвижной состав железных дорог страны находит свой последний приют, когда уже никуда не надо спешить. На дистанции, равной трём километрам, от этого места, находится небольшой городок, носящий одноимённое название солончаков. На боливийском кладбище паровозов находится списанная техника. Здесь продолжают ржаветь корпуса некогда тяжёлых и величественных, грациозных чугунных монстров - старых паровиков. Стоят в гордом одиночестве товарные вагоны. Можно рукой притронутся к старому холодному металлу увиденных некогда легендарных махин. Когда-то их тяговая сила была востребована на чилийском направлении из Боливии. Составы с углём шли навстречу Тихому океану. Заряд исторического и приключенческого духа будоражит умы и сердца редких гостей, посещающих эти места.

Расцвет боливийских железных дорог начинался с конца девятнадцатого столетия. Тогдашний президент страны Анисето Арку считал, что железная дорога станет той самой транспортной артерией, которая позволит стране получать значительную прибыль. Город Уюни, становится городом железнодорожников. Но руководство страны не учло одного, что запасы природных ископаемых, добываемых в этих местах, могут очень быстро иссякнуть, а железная дорога была ориентирована только на перевозки грузов горнодобывающей отрасли. В итоге, после чуть более полувековой производственной бурной деятельности боливийских железных дорог, они вынуждены были прекратить своё существование. Произошло это событие с наступлением сороковых годов, двадцатого столетия. Практически все рудники были закрыты, груза для перевозок отсутствовали. Потребности в транспортных услугах железных дорог больше не было. Таким образом товарные вагоны и могучие паровики оказались на боливийском кладбище паровозов, где теперь свистят ветра.

Хозяйство моногорода Уюни тоже пришло в упадок.

Кладбище поездов в Ростове-на-Дону

Кладбище поездов в Ростове-на-Дону

Кладбище поездов Ростов-на-Дону представляет собой сегодня жалкое зрелище.

Музей Северокавказской железной дороги является владельцем этого самого кладбища поездов. На охраняемой площадке находятся старые списанные вагоны, тепловозы и паровозы, которые в своё время трудились на Северокавказской железной дороге. Когда все эти технические единицы занимали своё место на ростовском кладбище поездов, то намерения были благие: обязательно произвести реконструкцию списанной техники. Но прошли десятилетия лет, благим намерениям не суждено было сбыться. Сегодняшняя кладбищенская картина, пожалуй, может заинтересовать только кинематограф, который специализируются на съёмках фильмов ужасов. Правда, представители нашей свободной молодёжи тоже часто посещают данное кладбище, где делают свои фотопробы и снимают «селфи». В числе частых гостей мелькают любители цветных металлов и обычные мародёры.

Присутствие дедушки-охранника, больших собак и табличек с предупреждающими текстами, гостей не останавливает. То ли язык общий находят, то ли интересы их совпадают, но, что характерно, цветные детали с паровозов и со старых вагонов выносятся регулярно.

В какой-то степени показательна судьба одной из «Стрел», серии «ТЭП10-209Э». Указанная техника была создана Харьковском заводе транспортного машиностроения в 1966 году, а спустя 26 лет, упомянутая «Стрела» отправляется прямым ходом на кладбище поездов. После списания прошло почти столько же лет, сколько времени тепловоз эксплуатировался, но никакой реконструкции не случилось, а начинка моторного отсека исчезла, так что модернизировать уже и нечего.

Сейчас на ростовском кладбище поездов находятся два паровика, выпущенные ещё в 1946 году. Состояние хорошее, может, кого-то сможет заинтересовать интерьер купейного вагона, созданного ещё в довоенное время. Увиденные следы ржавчины сразу бросаются в глаза. Вагоны различных годов выпуска, включая и поездные составы электричек, теперь прорастают плющом, принимая форму причудливых и фантастических видов, которые вполне смогут заинтересовать любителей индустриальной фотографии.

Один из видов собственности Юго-Восточной железной дороги – это воронежское кладбище поездов, представляющее собой современную площадку, где похозяйничали вурдалаки. Паровозы и тепловозы здесь отсутствуют. Для развлечений остались только два разбитых вагона с выбитыми окнами. Вагонные корпуса, и их внутренние помещения полностью измалёваны современными картинками из области «граффти». В этом месте периодически собираются свободные художники, паркуристы и простые любители фотографии и урбанистки.

Кладбище паровозов (Ростов-на-Дону) на карте:

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.