История развития частотного парка грузовых вагонов
Еще в советское время МПС не справлялось с объемом грузоперевозок. В 1990-е годы была окончательно утрачена возможность модернизации вагонного парка и локомотивов.
Крупные фирмы, большая часть которых составляли экспортноориентированные компании стали решать проблему нехватки вагонов своими силами. Ведущие корпорации начали закупать вагоны. Эти вагоны были предназначены в большей степени для защиты от перебоев. Каких-то способов решения проблемы не было в конце 20 века.
Коренным образом положение дел изменилось в 2003 году, так как был введен тариф на железнодорожные перевозки. Новый тариф разделили на две составляющие: вагонную (15 % стоимости перевозки) и инфраструктурную (85%). Это изменение создало условия для развития частного бизнеса в сфере грузовых перевозок на железной дороге.
Доля частных компаний в общем объеме составляла в 2003 году – 21%, в 2005 – 30%, в 2008 – 37%, 2010 – 49,5 %.
Аренда в общем смысле
Аренда - это форма имущественного договора, при которой собственник (арендодатель) передает свое имущество арендатору на определенный период времени и взимая определенную денежную плату. Арендатором и арендодателем могут выступать юридические и физические лица.
Предметом аренды на железной дороге чаще всего выступают грузовые вагоны.
Аренда или покупка?
В этом пункте сравним покупку и аренду, выявим преимущества и недостатки.
Покупка вагонов – это большое вложение денежных средств. Аренда требует небольшие суммы, но постоянно, когда необходимы вагоны. Стоимость нового грузового вагона от 650 тысяч рублей, а арендная плата в свою очередь – 1500 – 2000 рублей в сутки. Цены указаны примерные и на ноябрь 2011 года.
Преимуществом аренды является то, что плановый ремонт подвижного состава осуществляется за счет владельца. Однако текущее состояние вагона комплектность должны обеспечиваться арендатором. В случае перевозки опасных грузов арендатор должен обеспечить очистку вагонов после их использования.
Список некоторых опасных грузов
Наименование | Номер ООН |
Азот охлажденный жидкий | 1977 |
Аммиака раствор в воде с относительной плотностью менее 0,880 при температуре 15°С, содержащий более 50% аммиака | 3318 |
Ацетон | 1090 |
Баллончики для заправки зажигалок, содержащие легковоспламеняющийся газ | 1057 |
Барий | 1400 |
Бензин моторный | 1203 |
Боеголовки ракет с разрывным зарядом | 0369 |
Боеприпасы осветительные, снаряженные или не снаряженные разрывным, вышибным или метательным зарядом | 0171 |
Воздух сжатый | 1002 |
Керосин | 1223 |
Кислота азотная, кроме красной дымящей | 2031 |
Кислота серная, содержащая более 51% кислоты | 1830 |
Кислоты уксусной раствор | 2790 |
Клеи, содержащие легковоспламеняющуюся жидкость | 1133 |
Краска (включая краску, лак, эмаль, краситель, шеллак, олифу, политуру, жидкий наполнитель и жидкую лаковую основу) | 1263 |
Масло хвойное | 1272 |
Материал радиоактивный, неделящийся или делящийся-освобожденный, транспортируемый в специальных условиях | 2919 |
Договор об аренде
Существует специальный шаблон договора об аренде между арендатором и владельцем вагонов.
Договор об аренде заключается в срок от 6 месяцев. При выборе грузовых вагонов владелец должен указать срок службы и вид перевозимых грузов. Это информация должна учитываться арендатором и влияет на стоимость. В заявке на аренду вагонов необходимо указать:
-необходимое количество вагонов
-наименование и характеристика грузов
-в случае перевозки негабаритных грузов должен прилагаться чертеж на размещение креплений груза
-район курирования
В договоре предусматривается ответственность арендатора за:
-не очистку вагонов
-несвоевременное возвращение вагонов
-не поддержание вагонов в исправном состоянии
-нарушение правил порядка расчетов по пересылке арендованных вагонов в грузовом и порожнем состоянии
Основные параметры грузового вагона
Информацию о вагоне можно получить, осмотрев вагон. На всех вагонах наносятся надписи и знаки.
1.Герб страны и символика железной дороги.
2.Знаки подшипников
3.Таблички завода-изготовителя
4.Данные о ремонте
5.Вес пустого вагона – тара
6.Грузоподъемность
7.Специализации указывается при необходимости.
8.Номер вагона.
В номере вагона зашифрована информация о вагоне.
Первая цифра номера обозначает род вагона, вторая, третья – количество осей, данные о разных грузах, следующие 3 цифры обозначают порядковый номер вагона, а остальные цифры указывают на дополнительные характеристики подвижной единицы.
О родах грузовых вагонов написано в статье "Виды грузовых железнодорожных вагонов". По количеству осей существуют вагоны: 2-х осные, 4-х осные, 6-осные и более.
Типы вагонов разделены на модели. Характеристики каждой модели можно изучить из справочников по грузовым вагонам. Также некоторые компании, предоставляющие вагоны в аренду на своем сайте указывают характеристики моделей вагонов.
Некоторые модели универсальных крытых вагонов
Показатели | Модели | |||
11-066 | 11-217 | 11-260 | 11-270 | |
Грузоподъемность, т | 68 | 68 | 72 | 68,5 |
Масса тары, т | 21,23 | 24 | 24 | 24,5 |
Объем кузова, м3 | 120 | 120 | 140 | 122 |
База вагона, м | 10 | 10 | 12,24 | 10 |
Длина по концевым балкам рамы, м | 13,87 | 13,87 | 15,75 | 13,87 |
Ширина кузова внутри, м | 2,76 | 2,77 | 2,77 | 2,764 |
Конструкционная скорость, км/ч | 120 | 120 | 120 | 120 |
Некоторые модели универсальных полувагонов
Показатели | Модели | |||||
12-132 | 12-119 | 12-753 | 12-1000 | 12-541 | 12-124 | |
Грузоподъемность, т | 75 | 69 | 69 | 69 | 125 | 130 |
Масса тары, т | 25 | 22,5 | 22,5 | 22,46 | 43,3 | 46 |
Объем кузова, м3 | 88 | 76 | 74 | 76 | 140,3 | 150 |
База вагона, м | 8,65 | 8,65 | 8,65 | 8,65 | 12,07 | 10,55 |
Длина по концевым балкам рамы, м | 12,78 | 12,73 | 12,8 | 12,73 | 19,11 | 17,95 |
Максимальная ширина, м | 3,158 | 3.13 | 3,21 | 3,134 | 3,19 | 3,3 |
Конструкционная скорость, км/ч | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 |
Некоторые модели цистерн
Показатели | Модели | |||
15-1443 | 15-1556 | 15-871 | 15-880 | |
Грузоподъемность, т | 60 | 63,5 | 120 | 125 |
Масса тары, т | 23,2 | 24,23 | 48,8 | 51 |
Полный объем котла, м3 | 73,1 | 73,17 | 14,0 | 15,95 |
База цистерны, м | 7,8 | 7,8 | 13,79 | 10,52 |
Длина по концевым балкам рамы, м | 10,8 | 10,8 | 19,99 | 17,56 |
Максимальная ширина, м | 3,08 | 3,08 | 3,27 | 3,6 |
Конструкционная скорость, км/ч | 120 | 120 | 120 | 120 |
Некоторые модели платформ
Показатели | Модели | ||
13-4012 | 13-401 | 13-491 | |
Грузоподъемность, т | 71 | 70 | 73 |
Масса тары, т | 21,4 | 21 | 21 |
Площадь пола, м2 | 36,8 | 36,8 | 50,8 |
База платформы, м | 9,72 | 9,72 | 14,4 |
Длина по концевым балкам рамы, м | 13,4 | 13,4 | 18,4 |
Ширина кузова внутри, м | 2,17 | 2,17 | 2,87 |
Конструкционная скорость, км/ч | 120 | 120 | 120 |
Основные виды грузов, перевозимых в вагонах:
-Каменный уголь
-кокс
-нефть
-железная руда и марганцевая руда
-цветная руда
-черный металл
-лом черных металлов
-химические и минеральные удобрения
-строительные грузы
-цемент
-лесные грузы
-зерно и продукты перемола
-комбикорма
-импортные грузы