Меню

Что такое узкоколейка

Узкоколейка... Это, уже редко используемое слово, напоминает нам о периоде становления железных дорог, о тех временах, когда ещё не было стандартизации, когда железные дороги строились по большей части вручную, да с использованием гужевого транспорта.

Узкоколейку было удобно прокладывать. Ведь малая ширина колеи не давала возможности использовать тяжеловесные вагоны локомотивы, а следовательно, узкоколейку прокладывать было намного легче. Для её строительства не требовалось возведения дорогостоящих, надёжных мостов, тоннели для неё могли быть уже, а для горных районов узкоколейка стала настоящим спасением, ведь кривые узкоколейки можно делать намного круче!

Сейчас редко можно встретить рабочую нить узкоколейки, неудобна она, тесна для современных поездов. Нет разветвленной сети для её, а перевозимые ею грузы часто приходится перегружать на стандартную колею, что делает узкоколейку ещё более неудобной и дорогой. Вот и осталась узкоколейка только для туристов и детей, да на лесовозных линиях ещё теплится жизнь. Немного их сейчас в осталось в России. Перешивается узкоколейка на Сахалине, закрываются нерентабельные линии... Проигрывает узкоколейка автомобилям, не выгодна она, проще отправить фуры, чем содержать УЖД, её путевое и локомотивное хозяйство. Да ещё и черные металлоломщикистараются! Воруют рельсы, да сдают их во вторчерметы.

А ведь какая славная история была у узкоколейки! Она работала в рудниках и лесозаготовках, возила пассажиров, руду, уголь, лес, торф, металл, перевозила грузы по болотам и пустыням, по вечной мерзлоте и горам, в лесах и степях. Она спасала страну на фронте, когда нужно было быстро подвезти солдат, технику или боеприпасы к месту боёв. А за эту работу, за трудовые подвиги люди наградили узкоколейку забвением. Сейчас даже многие местные жители и не помнят, была ли узкоколейка в их местах, а если и помнят - то сведения о том, где и как она проходила, что перевозила и когда была построена, уже стёрлись из народной памяти.

А ведь нужна узкоколейка людям! И сейчас кое-где остались действующие дороги. В России самой длинной веткой является Алапаевская узкоколейная железная дорога длиной в 270 километров (кстати, она же есть самая крупнаяУЖД на территории СНГ)и Лойгинская узкоколейная железная дорога длиной чуть меньше двухста километров. Есть и другие, мелкие дороги, длиной от 10 до 80 километров, но точного реестра их нет. На Украине есть две крупных нитки в 120 и 106 километров. Ну и конечно, детские железные дороги (ДЖД), которых сейчас в России насчитывается 25 штук.

Какая радость детям, мальчишкам и девчонкам, от 10 до 15 лет работать на ДЖД! Настоящая железная дорога, настоящие локомотивы, вагоны, рельсы, настоящие пассажиры в конце-концов! Многие из тех, кто прошёл школуДЖД, уже осознанно идут в железнодорожные университеты, идут работать на транспорт, потому что знают, железная дорога - это интересно, увлекательно, и это нужно людям и стране.

Всё меньше становится незаметных и скромных тружениц - узкоколеек, стираются имена их, заброшены и обветшали станции, ржавеет подвижной состав, рельсы со шпалами давно разобраны. И мало кто помнит их честную и такую нужную людям работу.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.