Меню

Каким быть макету?

Статья из журнала «ЭТТ, № 4, 1986 г.»

Сверкающие рельсы и стрелки. Светофоры и переезды, тоннели и мосты. Большие станции и крохотные разъезды. Элегантные в своей старомодности паровозы и современные обтекаемые тепловозы и электровозы. Подъемные краны, снегоочистители, пассажирские , грузовые и ремонтные вагоны… Мир железных дорог, пахнущий ветром дальних странствий разнообразен, причудлив и красив. Не случайно, поэтому тысячи моделистов не только коллекционируют и делают копии локомотивов и вагонов, зданий и сооружений, но и строят макеты, воспроизводящие картину прошлой и настоящей жизни стальных магистралей.

Однако, как пишут читатели, изготовить макет не просто. И подчас причиной первых неудач оказывается отсутствие не столь инструмента, материалов и опыта, а достоверных и подробных чертежей и фотографий, ясных и точных описаний. По просьбе редакции сотрудники музея ЛИИЖТа Ю.Л. Ильин и инженер-конструктор К.И. Прохазка подготовили серию статей о постройке маета железной дороги. Первая публикуется ниже.

Перед постройкой макета сначала определяют его предельные размеры. Важно заранее предусмотреть расположение макета в помещении, удобное для осмотра и ремонта, хорошо освещаемое. Надо учесть и существующие типоразмеры (масштабы) минимальные габариты. Например, для типоразмера HO они равны 1,1 X 1,3 м, а для TT, N и Z – соответственно меньше.

Основные типоразмеры

Небольшой макет чаще всего делают прямоугольной формы – его проще изготовить. Отметим также и другие малогабаритные разновидности макетов – это диорамы и витрина. Помимо прямоугольных бывают макеты более сложных форм, обусловленных конфигурацией помещения: со срезанными и закругленными углами, выступами, ступенями, многоэтажные и т.п. Макеты за рубежом иногда достигают размеров в несколько десятков квадратных метров, размещаются в специальных помещениях и даже зданиях. В нашей стране самая большая по площади копия железной дороги была построена в московском Дворце пионеров на Ленинских горах – длиной 15 и шириной 3 м.

Схема и ориентировочные размеры Г-образного макета в типоразмерах HO, TT, N и Z представлены на рис. 1 .

Условия размещения макета

Макет может быть переносным или стационарным , но в любое случае он должен легко разбираться. Лучше поэтому макет делать из отдельных блоков. Иногда эти своеобразные модули представляют собой самостоятельные макеты, т.е. действующие автономно.

Вслед за мыслью о постройке макета у любителя возникает вопрос – как его хранить? Конечно, наиболее удобно горизонтальное хранение макета, но для экономии места возможно и вертикальное. Хотя в последнем случае возникает ряд трудностей. От многократных перемещений в первую очередь страдают мелкие несъемные детали (ландшафт, строения и др. ), которые, к тому же, потребуют более прочного и надежного крепления. Многие подвижные, подвесные и прочие элементы (локомотивы, вагоны, краны и др. ) придется убирать с макета.

При вертикальном хранении макет устанавливают у стены со специальными предохранительными упорами. Для эстетичности и предохранения от пыли его накрывают плотной декоративной тканью или чехлом из полиэтиленовой пленки. Возможно, размещение дороги и в специальной нише, а также горизонтально под различными предметами мебели, например под диваном, или шкафом.

Когда выбрано место и определен размер будущей дороги, надо подумать о ее тематической направленности: географии, определяющей ландшафт местности, времени года, историческом периоде. Для каждого моделиста присущи свои симпатии.

Одним нравятся маневры локомотивов на коротких путях станции, другим автоматизированная система передвижения по сложной путевой схеме, третьим – подробное и достоверное копирование рельефа, пригород и построек.

Заметим, что железные дороги нашей страны, как прототип для макета открывают для моделистов широкие возможности. Исключительно живописны участки Рахов - Яремча в Карпатах, Сурамского перевала на Кавказе, Кругобайкальской и многих других дорог.

Для небольшого макета наиболее приемлем сюжет небольшой станции малодеятельного участка. Это позволяет достаточно достоверно воспроизвести постройки и прилегающие пути, применяя малые радиусы кривых (в типоразмере HO – 380 мм). Соответственно на магистральной (скоростной) линии необходимы большие радиусы, например, для HO, не менее 550 мм, и более пологие марки стрелочных переводов, что разко увеличивает размер путевой схемы.

Другая важная величина – длина приемо-отправочных путей. На малых и средних макетах они могут быть достаточными , если размешают локомотив и 5 – 8 вагонов (условных 2- осных), т.е. от 1 до 1,5 м в типоразмере HO.

От выбора путевой схемы дороги во многом зависит ее восприятие. Чаще путь образует круг, овал или восьмерку ( с пересечением в одном и разных уровнях) . Преимущества таких схем заключается в возможности безостановочного движения поездов. Однако, замкнутый путь выглядит неправдоподобно.

Уже на стадии проектирования дороги и особенно перегонов надо гармонично увязывать ее с окружающим ландшафтом. Важно помнить, что железная дорога приспосабливалась к условиям местности, а не наоборот.

Даже при самой простой схеме макета должна быть предусмотрена хотя бы одна станция с путевым развитием. При ее проектировании более правильно руководствоваться специальной технической литературой (указаниями) и ПТЭ. Можно воспользоваться и советами отечественных или зарубежных книг и журналов по железнодорожному моделированию.

Станционные пути делятся по назначению: главные, приемо - отправочные, сортировочные, вытяжные, горочные, погрузо- разгрузочные, деповские и др. На некоторых станциях нередко устанавливают предохранители и улавливающие тупики, а также подездные пути к предприятиям и складам. Каждый из этих путей имеет свое назначение.

Размеры станции определяет не только полезная длина путей, но и тип стрелочных переводов. Различают обыкновенные (правосторонние и левосторонние) одиночные, односторонние, симметричные, двойные и двойные перекрестные стрелочные переводы, а также глухие пересечения, съезды и сплетения путей. Многие из элементов рельсового пути выпускают зарубежные фирмы.

Большая часть моделей стрелочных переводов имеет электромагнитный привод, позволяющий монтировать дистанционную электрическую централизацию с пультом управления.

Выбрать исторический период для макета довольно сложено. Ведь уже он определяет внешний вид подвижного состава: род тяги (паровая, тепловозная, электрическая), серию локомотива и типы вагоно в, а также архитектура зданий и сооружений. К сожелению, отечественная промышленность пока еще мало выпускает модельной продукции, поэтому приходится выбирать : или применить модели производства ГДР и воспроизвести типичный сюжет дорог этой страны, или создать картину дорог СССР. Тогда, в последнем случае, практически все - от подвижного состава до зданий придется делать самостоятельно, что потребует много сил и времени.

Правда, железные дороги нашей страны нашей страны имеют настолько разнообразные исторические и природные условия, что моделисты могут использовать с некоторыми переделками и модели ГДР. Например, железнодорожные здания и архитектура станций Калининградской области и других мест Прибалтики позволяет применить на макете моделей немецких фирм. Использовании на макете моделей подвижного состава фирмы «Piko» тоже может быть оправдано, так как в 40 – 70-е годы на дорогах СССР эксплуатировали западноевропейские локомотивы и вагоны.

В понятие основной темы входит и ширина колеи прообраза, которую не следует путать с типоразмером - HO, TT, N. В одном и том масштабе могут быть дороги нормальной , а также узкой и широкой колеи. Во всем мире железные дороги имеют большое разнообразие размеров колеи. В большинсве государств Америки принята как нормальная колея 1435 мм. Дороги широкой колеи имеют СССР, Монголия и Финляндия -1520 (1524) мм, Ирландия и Австралия -1600 мм, Испания и Португалия -1676 мм. Еще большие размеры колеи встречаются редко. Интересно, что первая в России Царскосельская дорога имела первоначально ширину колеи 1829 мм.

Узкоколейные железные дороги распространен во всем мире и применяются как для промышленных перевозок, так и в пассажирском движении. Самое важное их премущество заключается в относительно меньших затратах на строительство и эксплуотацию. Ширина колеи узколеек может быть от 597 до 1067 мм, а наиболее частые размеры 600, 750, 760, 914, 1000, 1067 мм. В СССР в основном применяется колея 750 мм, а на Сахалине традиционно используют дорогу шириной 1067 мм.

Немало моделистов за рубежом увлекаются постройкой узкоколейных железных дорог. Многие известные фирмы, такие как «Roco» (Австрия), «Lehmann» (ФРГ), и др. выпускают подвижной состав и путевые звенья для узкой колеи. Часть западногерманских фирм специализируется только на выпуске узкоколейных моделей. Среди них старейшая (105 лет) и всемирноизвестная фирма «Lehmann»(«LGB»), производящая свои модели в типоразмере III m (масштаб 1 : 22,5, ширина колеи 45 мм), фирма «Bemo» - типоразмеры HOm и Hoe, а также «Zimmermann», делающая модели паровозов с настоящим паровым котлом и механизмами.

Узкая колея обычно ассоциируется с малодеятельным участком железной дороги, но в некоторых странах имеются магистральные узкоколейные линии с интенсивным грузо- и пассажиропотоками. Такие дороги существовали в Японии, ЮАР и СССР (на Сахалине) эксплуатируются до сих пор.

Моделисту решившему делать макет узкоколейки, подвижной состав придется изотовить самому. Исходной документацией могут служить рекомендации норм NEM 104 «Габариты подвижного состава узкой колеи». Путевой материал можно применить готовый, для чего следует ознакомится с нормами NEM 010 и NEM 020. По таблицам этих норм можно с большой точностью определить размеры узкой и широкой (1520 мм) колеи. Например, в типоразмере HO (масштаб 1:87 )величина широкой колеи 1520 мм будет соответствовать 16,5 мм, а узкой от 850 до 1250 мм – 12 мм, от 650 до 850 мм – 9.Причем, колея 12 мм будет иметь обозначение HOm, а 9 мм – HOe. Таким образом, допустимо использовать путевой материал, выпускаемый фирмы «Piko» для типоразмеров N и TT (9 и 12 мм).

Определившись с основными размерами и темой макета, следует выбрать время года, что также повлияет на объем работы. Большинство моделистов предпочитают изображать лето или осень. И это понятно – в летнем пейзаже преобладают яркие и сочные краски, а в осеннем – еще более пестрые и насыщенные тона. Однако напрасно моделисты не обращают внимание на зимний пейзаж. Здесь, видимо, сказывается отсутствие опыта и навыков в его воспроизведении.

При воссоздании зимней дороги нужно помнить, что снег, падая сверху, удерживается не только на горизонтальных поверхностях. Он налипает к стенам, наносится ветром в сугробы, свисает шапками с крыш, лежит хлопьями на зеленой хвое деревьев. Неглубокие овраги, пруды целиком заносятся снегом. Склоны холмов, гор, ущелий с подветренной стороны остаются свободными от снега, а русла рек могут быть обозначены незамерзающими полыньями.

Смотрите также:


-Технологии изготовления от Игоря Борисовича Аврамова
-Бумага и картон
-Работа с медной проволокой
-"Цифровое управление на базе компьютера" - часть1

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.