Меню

Метро в городах России

Если сейчас взять и остановить первого повстречавшегося прохожего и спросить: «В каких городах России есть метро?». Полагаю, что не каждый из них, вот так - навскидку, даст правильный и полный ответ. Поэтому сделаем проще и начнём своё повествование со столичного метрополитена, ибо страна, практически, всегда развилась и строилась, начиная с Москвы.

Примечателен тот факт, что московский метрополитен стали строить только в самом начале тридцатых годов, двадцатого столетия, и уже 15.05.1935 года первые поездные составы пошли и соединили станцию «Парк культуры» с «Сокольниками», ответвление шло в направлении «Смоленской» станции. Курировал тогда строительство метро первый секретарь областного комитета партия Лазарь Моисеевич Каганович. Его имя первоначально и носил московский метрополитен. В те времена на заре Советской власти – это было в порядке вещей. Начиная с 29.11.1955 года, когда бывший номенклатурный партийный работник Л.М. Каганович был отправлен в отставку, а в последующем окончательно на пенсию, то метро стало носить имя вождя Страны Советов В.И. Ленина.

Но надо отдать должное нашим предкам, что идея создать в Москве подземный поезд витала ещё в девятнадцатом веке, ибо уже тогда, в 1875 года на улицах московского было, весьма, затруднено наземное движение транспорта. Учёные мужи и конструкторы считали, что подземные транспортные артерии решат проблему городских пробок. Правда, задумывались транспортные линии наземного характера от площадей Трубной и Лубянки в направлении Марьиной рощи, а стартовой станцией по предлагаемому проекту должен был стать Курский вокзал. Но. К сожалению, поддержки и практического применения данный проект в те времена не нашёл.

Инженерами Е.К. Кнорре и П.А. Балинским в начале двадцатого века, в 1902 году предлагались новые проекты подземки, их транспортная линия должна была соединить Тверскую заставу с Замоскворечьем. Но от них Гласная Дума просто отмахнулась, как от назойливых мух. Тогда у всех на слуху было одно слово «трамвай». И всё, что было связано с данным видом транспорта, усиленно лоббировали некоторые представители Гласной Думы, а прожект по строительству метро в очередной раз загубили на корню.

Следующий проект метро появился, спустя одиннадцать лет, в качестве инициаторов выступали уже сами представители городской управы. Ими был предложен вариант, представляющий собой три подземных диаметра. Один из них начинался от нынешней ЗИЛовской платформы и далее, соединялся с Рижским вокзалом, другой диаметр следовал на Каланчёвскую площадь от Киевского вокзала. И последний брал своё начало, где находилась Тверская застава, соединяясь с Брянским вокзалом. Его строительство было рассчитано на шесть лет, начиная с 1914 года. Этому проекту не суждено было начаться. Подготовили строительную площадку, завезли необходимые материалы и оборудование, но окончательно осуществить задуманное не удалось. В августе месяце была объявлена всеобщая мобилизация, и началась Первая мировая война, затем полыхали революции, а закончилось костром гражданской войны.

Сегодня доподлинно известно, что в 1916 году своей прожект предлагал электромеханик Поливанов М.К. По его задумке - транспортная артерия представляла собой три подземных тоннеля, которые входили в соединение с магистральными железнодорожными путями. Проект предусматривал электрификацию пригородных участков. Но в это время Российской империи было уже не до метро.

Проблема транспортного коллапса требовала решения уже и после Гражданской воны. Был найден подрядчик – это была иностранная компания «Siemens Bauunion GmbH». Немцы предлагали строительство восьмидесяти шести станций, общая протяжённость тоннельных путей по проекту достигала восьмидесяти километров. Однако правительство молодой советской республики не нашло в достаточном количестве денежных средств на столь грандиозное строительство. Сегодня с этим строительным проектом можно ознакомиться только на бумаге.

Сегодняшний современный московский метрополитен включает в себя тринадцать транспортных артерий. Общая протяжённость их путей составляет более трёхсот сорока километров, открыты двери двухсот трёх станций, из них сорок пять великолепных остановок являются нашим культурным наследием. В шестидесятые годы, двадцатого века на эти станции родители привозили по выходным своих детей, как во вновь открывшиеся музеи, настолько нестандартное было художественное станционное оформление. На достигнутом результате метростроевцы не останавливаются, и метро продолжает развиваться и обрастать новыми линиями, идущими уже в московскую область, за пределы городских границ.

В столичном граде, практически, все линии метрополитена проходят под землёй. В качестве тяги служит электричество. В современной Российской Федерации московское метро является самым крупным транспортным узлом. В мировом масштабе столичная подземка занимает пятую позицию, уступая аналогичным артериям в Шанхае, Сеуле, Токио и Пекине.

Но не одним столичным градом была жива наша страна, ибо в других городах России тоже строили метро.

Впервые о петербургском метрополитене заговорили, когда появился первый прожект в 1820 году. Да, ведь, в то время столицей Российской империи был Санкт-Петербург, и в свою очередь, именно здесь, должны были бы разрешить надвигающийся городской коллапс. Время неумолимо бежало вперёд, не останавливаясь. Новые проекты продолжали появляться с завидным постоянством, ибо любой российский инженер-изобретатель радел за своё отечество и желал видеть его красивым и благополучным. Чиновники, может, тоже думали так же, но больше о своём кармане, соответственно, принимали решения, исходя из личных интересов. Все предложенные варианты до 1917 были отвергнуты, несмотря на то, что обсуждения проектов были очень жаркими. Палочка выручалочка тех времён появились в городе тоже не в первую очередь. Исторические данные свидетельствуют, что самое большее сопротивление в реализации столь новаторских прожектов оказывали сами городские власти тех времён.

О некоторых идеях необходимо упомянуть поподробнее потому что они действительно были интересными. Инженером Печковским В.Н. в 1901 году было предложено начать строительство дачного вокзала в прямо на Невском проспекте, в его срединной части, рядом с Казанским собором. В этом проекте эстакадно-подземная дорога прошла бы в тоннельном варианте под Забалканским проспектом, а эстакадная часть расположилась бы над Варшавским и Балтийским вокзалами. Другой инженер в лице Рашевского П.К. предложил целых две интересных разработки, которые велись в течение нескольких лет его упорного труда. Одна из его идей фикс, заключалась в соединении всех транспортных магистралей и всех имевшихся на то время столичных станций, в единый транспортный городской узел.

Проект инженера Балинского П.И. предусматривал строительство шести магистралей метро в городской черте. Их протяжённость равнялась ста двум километрам. Чтобы избежать последствий возможных наводнений, предлагалось увеличить высоту насыпи от пяти до десяти метров в районах, которые находились в низине, а также требовалось возведение одиннадцати крупных мостовых сооружений. Вся прокладка железнодорожных путей обошлась бы казне в сумме ста девяносто миллионов рублей, но самодержцем Николаем Вторым в 1903 было принято решение об отклонении проекта.

Все представленные прожекты отличались одной общей отличительной чертой того времени. Отдавая дань венскому и парижскому метро, уже созданным к тому времени, все проекты предусматривали возведение эстакад. Как показал весь последующий исторический опыт строительства подобных сооружений, на петербургской земле это было нецелесообразно делать, ибо сразу порождало дополнительные трудности, что вело к дополнительным денежным затратам. Что касается варианта строительства метро в тоннельном варианте, причём он должен был залегать на большой глубине, то здесь затраты в период эксплуатации, в конечном итоге, оправдали себя, а метро оставалось самым безопасным.

В Ленинграде проектирование метро было началось в 1938 году. Но создание такого сооружения не было завершено по причине начала Великой Отечественной войны, и его строительство продолжалось уже в послевоенное время, а его первая линия открылась 1511.1955 года.

По традиции метрополитен в городе Ленина носил тоже его имя вплоть до середины 1992 года. Сегодня – это современная транспортная подземная и скоростная артерия. В ней насчитывается пять транспортных магистралей. Их общая протяжённость равна ста четырнадцати километрам. Одиннадцать городских станционных железнодорожных вокзалов со своими платформами совмещены с магистралями метро. Сегодня метростроевцы не останавливаются на достигнутом. И теперь уже Санкт-Петербургское метро продолжает расширятся в сторону своих пригородов. Технический прогресс тоже не обошёл столь грандиозное сооружение. В его тоннелях и на всех станциях работает мобильная связь, есть интернет и бесплатный Wi-Fi.

Теперь поговорим о метро в российских провинциальных городах. Есть ли оно в них? Или всё имеется только в двух центральных мегаполисах нашей страны. Спешим порадовать любопытствующих и порадоваться за своих сограждан, и констатируем факт существования метро в других больших городах Российской Федерации.

Самое мелкое залегание тоннельного метро находится на территории Нижнего Новгорода, всего двадцать метров. Было открыто в 1985 году. Могучую русскую реку Волгу поездные составы пересекают по метромосту. Метро насчитывает пока четырнадцать станций.

Город Новосибирск выделяется своим экстремальным метро. Данный факт обусловлен наличием отрицательных температур при создании новых транспортных артерий и станций. В этом городе находится самый длинный метромост, его протяжённость через реку Обь равняется двум тысячам ста сорока пяти метрам.

Волжский провинциальный городок Самара тоже отличается своим метро, он самое короткое, его длина всего десять тысяч триста метров, время в пути занимает не более двадцати минут. Метро открыли ещё в советское время, в 1987 году.

Екатеринбургский метрополитен тоже небольшой, в наличии только одна транспортная артерия, протяжённость которой равна двенадцати тысячам семистам метрам.

Казанцы гордятся своим новым и самым безопасным метро, которое открывалось уже в новой. России. Контроль за всем передвижением и безопасностью пассажирского потока осуществляется с помощью видеокамер и сканеров.

В таких городах, как Челябинск, Красноярск, Омск и Сочи строятся новые подземные железные дороги.

Метро и по сей день является самым уникальным видом транспорта, на котором можно добраться до намеченного пункта за короткий промежуток времени в сравнении с наземными транспортными видами. Самым старейшим в мире является Лондонское метро, старт его работы начался ещё в 1863 году, зато открытые вагоны для него появились на год раньше. Длина первой транспортной лондонской артерии равнялась трём тысячам шестистам метрам. Но через двадцать один год его общая длина достигла тридцати километров.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.