Меню

Путейцы

Так называют людей этой профессии в простонародье. А по-книжному, монтёры пути железнодорожного транспорта. Безопасность движения и текущее его содержание входит в обязанности путейца. История этой профессии связана с историей страны и с появлением самого транспорта. Ища информацию о профессии путейца, столкнулась с её скудностью. Много написано об изобретателях, инженерах, участниках строительства железной дороги и практически не написано о тех, кто занимался и занимается её содержанием. А ведь от их труда зависит безопасность перевозки пассажиров и грузов, жизни, можно сказать, тысячей людей. В 1842 году вышел Указ о строительстве железной дороги, подписанный Николаем I, соединяющей Москву с Санкт-Петербургом. Движение на отдельных участках дороги началось с 1846 года, а официальное открытие состоялось в 1851 году. Появляются обходчики путей или путевая стража.

Флажки красного и зелёного цвета, позже красного и желтого; фонарь, комплект петард, гаечный ключ и мешок с едой, вот весь нехитрый рабочий набор. Каждую шпалу должен был знать обходчик на своем участке пути протяжением 7-8 км. Почётной профессией считалось это ремесло, оно гарантировало работнику паспорт, бесплатное жилье, зарплату, бесплатную и единую для всех форму, казённые дрова и неограниченный размер покоса. Уметь надо было многое: смену рельс, смену шпал, перешивку, ремонт крестовин, разгонку рельсовых нитей, обточку рельс, выправку шпал. Работа тяжелая, в основном ручная, целый день на улице, и в жару, и в холод, и в дождь, и в снег в любое время суток.

Человек этой профессии должен быть физически сильным, выносливым. Никто не обучал их способам нахождения дефектов. Их многолетний опыт работы позволил в будущем научно обосновать и разработать способы обнаружения неисправностей на линиях. В 1935 году, обходчик Д.М. Колосницин раскрыл способ нахождения рельсов со скрытыми трещинами. Существовало несколько простых способов для обнаружения рельсов с дефектами. Обходчик молотком весом в 300 грамм насаженным на ручку длиной 600 мм делал отстукивание рельса с высоты 0,4 – 0,7 метра, молоток силой свободного падения ударялся о верх рельса, обходчик должен был чутко прислушиваться к издаваемому рельсу звуку при ударе, уметь различать малейшие звуковые вибрации при ударе, поведение молотка.

Недаром говорят, интуиция обходчика, как зрение у орла и нюх у собаки. Невозможно не упомянуть о заслугах работников железнодорожников в годы Второй Мировой войны и вклад, сделанный путейцами. В сложнейших условиях, рискуя жизнью, они восстанавливали разрушенные дороги, обеспечивали безопасность передвижения войск, оружия, продовольствия. В 1943 году 22 сентября были утверждены правительственные награды для работников железной дороги, в том числе и для путейцев, «Отличный путеец». Удивителен тот факт, что женщины тоже исполняли эту работу. Особенно массовый прилив женского пола выпал на время Первой Мировой войны, так как мужчин призывали в армию на фронт и штат сотрудников железной дороги оказался неукомплектованным. Таким образом, уже весной 1916 года, 30% служащих железной дороги были женщины, исполняя, в том числе и работу путейца.

Настоящая российская железнодорожная сеть имеет протяженность 87 157 тыс. км. Разделена на 16 филиалов: Восточно - Сибирская, Западно - Сибирская, Дальневосточная, Забайкальская и так далее. В свою очередь, филиалы разделены на путевые части (ПЧ) длиной в 150 км и на околотки в 30 км. Бригады путейцев состоят из 7 или 9 человек разных разрядов под командованием бригадира, несут ответственность за каждый околоток. Рабочие инструменты и приборы - лом, кувалда, лапа для выдергивания костылей, тележки, носилки, лопаты, портальный кран, бензиновый генератор электричества, в простонародье ЖЭСКА (тяжеленный, благо ставится на рельс и катится), домкраты, рихтовщики, разгонщики, рельсошлифовальный станок, путевой шаблон или уровень, пиротехнические устройства, с помощью которых подается звуковой сигнал машинисту, когда есть вероятность из-за непогоды не заметить световые сигналы, измеритель температуры рельса. «Чтоб поезда неслись без остановок, чтоб машинист спокоен был в пути, пешком по шпалам в зной и непогоду он должен с молотком пройти»

Железная дорога – это живой организм, который постоянно растёт, меняется, применяются новые технологии. Как изменился труд путейца? Смогут ли машины и автоматические системы заменить его? Персонал, задействованный в содержании путей составляет 1/3 часть всех работников железной дороги. И каждая попытка уменьшить их число отрицательно сказывалась на состоянии путей.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.