Меню

История бронепоездов

О том, что на территории бывшего Советского Союза, нынешней России, проживает мирный народ, но их броневой поезд может стоять в полной готовности на запасных путях, то бишь в засаде, об этом знает и помнит слова упомянутой патриотической песни всё старшее поколение. Сегодня, какая-то часть молодого поколения, может быть, уже и не слушают такие песни. Поскольку это тема их не интересует и не волнует, такова правда жизни. Суть данной песни проста, как и весь народ России – это борьба за свою независимость, и люди всегда будут бороться за данные жизненные ценности. К этому их не надо готовить, ибо к такой борьбе население готово всегда. Сам же броневой поезд является тем самым символом государственной военной мощности. Об этих старых первых бронепоездах времён Первой мировой, гражданской и Великой отечественной войн, их экипажах, люди несут светлую память о воинах, кто погиб в таких броневых крепостях.

Впервые идея о применении передвижной артиллерии на колёсах железнодорожного состава возникла на территории Франции вначале девятнадцатого века, аж, в 1826 году. Толчком для этой идеи послужило только первое появление на английской земле железных путевых рельсов. Но, к сожалению, или, к счастью, в то время к данному предложению отнеслись скептически, но спустя двадцать два года, в 1848 году, к данной идее вновь вернулись, и она получила свой практическое применение, когда австрийская армия встала на защиту своей столицы против нападавших венгерских военных подразделений.

Несмотря на то, что суть передвижной артиллерии в упомянутом сражении имело успех, но дальнейшего практического распространения сия военная новинка на европейском континенте не имела. К её реализации вернулись через двенадцать лет, правда, уже на Американском континенте. Подобная модернизация происходила в течение пяти лет, начиная с 1861 года. В ту пору на территории ССША во всю бушевала гражданская война. Инициировано сие артиллерийское перевооружение было американским генералом Турчиновым Иваном Васильевичем, имевший в своём роду русские корни происхождения. Этого отважного генерала больше знали на страницах истории, как Турчина Джона Бэзила. Суть его реконструкции состояла в том, завершив установку артиллерийских орудий на железнодорожные платформы, они были основательно блиндированы, то есть прикрыты, с помощью мешков, наполненных песком. Поскольку такие атаки всегда нужно осуществлять внезапно, так как данный фактор является основополагающим в получении победного результата, то и при этой операции, удача всё-таки сопутствовала нападавшим. Эффект от подобных действий превзошёл все ожидания, что послужило в дальнейшем применению таких железнодорожных платформ с установленными на них артиллерийскими орудиями на постоянной основе. Через некоторое время эти броневые поезда различной модификации появились во многих странах мира, в том числе и в России, став одним из обязательных ударных армейских подразделений.

Новый вид оружия быстрыми темпами стал видоизменяться на европейском континенте. Используемые вагоны железной дороги в составе будущих бронепоездов подверглись применению новой защиты в виде броневых листов. Соответственно, во внутренних помещениях каждого вагона было произведено размещение пулемётных и артиллерийских расчётов. Автором этого нововведения является французский инженер Мужен. Поскольку такие вооружения создавались впервые, то появились и первые проблемы, одна из них касалась того обстоятельства, что узкоколейные рельсы оказались непригодными для следования по ним бронированных составов, которые в значительной степени увеличили свою массу после применения бронированных листов для обшивки вагонов. Для движения таких поездов требовалась более широкая рельсовая колея. Привычный для всех людей вид броневого поезда появился в уходящий последний год девятнадцатого столетия. Тогда уже началась англо-бурская война, начавшаяся в 1899 году и продолжавшаяся на протяжении трёх лет на территории Южной Африки. Партизанская война стала излюбленной тактикой местного населения буров. Суть их заключалась во внезапных нападениях на следовавшие поезда в адрес британских войск, которым доставлялись продуктовые грузы и боевые припасы. Таким образом, буры пытались противостоять колониальным войскам.

Появление на железной дороге бронированных крепостей позволило англичанам защитить свои коммуникации. Обретение столь важного практического опыта в боевых условиях по использованию бронепоездов позволило серьёзно совершенствовать имеющуюся броневую технику. Она стала непременной участницей при разрешении международных конфликтов, а также появилась на железных дорогах в период ведения Первой мировой войны. Для восстановления справедливости об историческом начале появления российских броневых поездов в нашей империи, необходимо отметить следующие события.

В середине девятнадцатого столетия российское правительство активно развивало железнодорожные войска, что являлось в то время новым войсковым подразделением. Это была эра открытия первых железных путей сообщения, В 1851 году на территории Российской империи вступила в строй железная дорога по маршруту из Москвы в Санкт-Петербург. Тогда-то и появился царский указ за подписью Николая Первого о формировании семнадцати рот с общей численностью всего подразделения в четыре тысячи триста тридцать человек. В функции данной военной структуры входила охрана всех инфраструктурных строений и сооружений, принадлежавших железной дороге. В случае необходимости, оперативно должны были быть проведены все виды восстановительных и ремонтных работ силами данного подразделения.

Через некоторое время, в 1870 году, согласно царскому повелению, железнодорожному подразделению придаются инженерные войска. Спустя шесть лет, железнодорожные войска уже насчитывают в своём составе, порядка трёх батальонных единиц, они активно используются в военной компании, начавшейся в весеннее время, в 1878 году, когда наши русские войска противостояли туркам. Итоги этой войны показали, что такой род войск армии и государству был необходим. Данные подразделения участвуют в укладке Закаспийских железных путей. В 1885 году таких железнодорожных батальонов появилось уже пять единиц, которые были в последующем времени сведены в единое подразделение в статусе целой бригады.

Говоря о первом русском броневом поезде, то он тоже появился в 1899 году, когда англичане воевали с бурами, правда, произошло это событие на территории Китая, где в то время правительственные войска пытались подавить «Боксёрское восстание», оно известно ещё под названием, как «Большой кулак». Как водилось в то время, за официальной помощью обратились к России. А мы, как всегда, всем готовы помочь. Но наш поезд в той войне был ещё небронированным, а только «блиндированным». В его экипаже было двести человек. Других подробностей о действиях данного экипажа не удалось обнаружить.

В это же время на Путиловском заводе был создан новый проект строительства русского броневого поезда. Проект предусматривал нахождения в составе пятнадцати платформ и нескольких паровозных локомотивов. Но поскольку, восстание было подавлено в кратчайшее время, то упомянутый проект, что было характерно для того времени, «положили под сукно», а спешно изготовленные детали, велели сдать на склад на временное хранение. Основное предназначение подобного поезда заключалось в оперативном обеспечении переброски воинских подразделений в зоне ведения боевых действий. Непосредственное ведение огневого боя артиллерийским оружием, созданный проект бронепоезда не предусматривал. Эскизы броневых площадок в проекте тоже отсутствуют. По прошествии нескольких лет, к проекту вернулись вновь и заговорили о его кардинальном изменении, наставая на появлении установленных артиллерийских орудий, создания пулемётных гнёзд, появлении обзорных окон, броневой защиты колёс усилении рессор, также имелся и ряд других предложений.

Указ российского императора Николая Второго, изданного в 1913 году, повелевал ускорить строительство новых бронепоездов, при этом, обязательно используя технические разработки данной техники, авторами которых являлись российские инженеры М.В. Колобов и К.Б Кром. Два года понадобилось создателям, чтобы завершить постройку первых пяти единиц бронированных поездов. К моменту формирования отдельных подобных армейских подразделений, в их состав влилось ещё две готовые единицы бронепоездов.

Правда, практически, у многих россиян почему-то сложилось впечатление, что броневые поезда появились только на железных дорогах нашей страны, когда на территории России полыхала уже Гражданская война. Такая ассоциация неслучайна, ибо, именно, в это время данная военная техника стала в полной мере контролировать поступление снабжения, идущее в адреса фронтов, разведённые по разные стороны баррикад. Такими броневыми монстрами того времени обладали все стороны конфликта. Народная мудрость гласит, что при ведении Гражданской войны победителей не будет, ибо идёт планомерное уничтожение одного народа в угоду амбиций правителей, стоявших тогда у государственного руля. Интенсивность применения бронепоездной техники выявило и значительные появившиеся недостатки. Один из них, это то, что боевая единица была у всех противоборствующих сторон на виду, а это означает, что поразить эту мишень может любая сторона. Дело остаётся за малым: за случаем, за делом техники, а также за меткостью и мастерством артиллеристов.

В последующем к таким атакам на броневые поезда подключились боевые самолёты, которые тоже стали в армиях мира тоже одним из новых военных подразделений. На оперативное перемещение таких составов влияло состояние железных путей сообщения. Противник, произведя точные выстрелы с повреждением путей, находящихся впереди и позади броневого поезда, лишал последнего оперативной манёвренности. Состав становился неподвижной мишенью, что могло привести к окончательной гибели всего экипажа и самого поездного состава. Поэтому, формируя подобные поезда, в нём обязательно должна была находится платформа с новыми рельсами и крепёжным материалом. Состав экипажей бронепоезда обязательно комплектовался рабочими-путейцами с опытом практической и профессиональной работы в данной области. Факты из боевой хроники броневых поездов свидетельствуют, что настоящие специалисты, своего дела, собирали заново сорок метров железнодорожных путей всего за один час. Такой трудовой производительности можно только позавидовать. Таким образом достигался общий успех победы. Необходимо отметить, что Красная армия тоже вооружалась такой техникой, как трофейной, отбивая её у противника, так и собирая на заводах суррогатные варианты составов. Как правило, они состояли из обычных товарных и пассажирских вагонов.

Броневые листы на них просто навешивали и потом доукомплектовывали пулемётами и артиллерийскими орудиями. Подобные модификации броневых поездов создавались без наличия специальных чертежей, поэтому временные затраты были минимальными. Прошло время, приобретён боевой опыт, и в Красной армии после 1919 года появились настоящие боевые, броневые составы. Когда Гражданская война заканчивалась, то количество бронепоездов, входящих в состав Красной армии насчитывалось более ста двадцати единиц.

Когда орудия отгремели свою канонаду и ведение военных действий прекратилось, часть из подобного военного арсенала вернули на мирные рельсы, создав из них пассажирские и товарные составы, соответственно железнодорожные войска претерпели большое сокращение. Но подобные шаги не остановили продолжающиеся работы по модификации, направленные на улучшение броневой мощи подобных военных поездов. Середина тридцатых годов стала пиком ведения подобной работы. К данной технике, с учётом появления новых видов вооружений, возросли и новые требования. На таких составах появились броневые вагоны и броневые площадки.

Данные составы укомплектовывались броневыми дрезинами, что в значительной степени повышало мобильность бронепоездов. Когда начала Великая Отечественная война, то на броневых поездах впервые появились зенитки, а это была уже конкретная защита от воздушных налётов силами авиации противника.

Теперь броневой состав состоял из паровозного локомотива, который тоже был обшит броневыми листами. В последующем паровозы были заменены тепловозами. Площадки и вагоны теперь тоже, помимо мощного вооружения, имели и броневую защиту. К артиллерийским орудиям добавили пулемётные расчёты. В послевоенное время стали устанавливать установки с наличием ракет. Появление новых специальных десантных платформ, позволило оперативно перебрасывать живую силу в другие районы, где начинались или планировались проведение новых военных операций.

Порой в силу ряда обстоятельств броня на таких составах отсутствовала, в этом случае применялся классический вариант блиндирования, то есть применения в качестве брони обыкновенных мешков с песком, а также навески имевшихся простых железных листов. Данный вариант применялся при изготовлении защиты брустверов на платформах, предназначенных для десантников и артиллерийских орудий. Во время ведения упомянутой кровопролитной войны, гитлеровские войска применяли на своих броневых поездах танковые платформы, которые при высадке десанта служили в качестве поддержки и одновременно в качестве дополнительной огневой мощи. В наших войсках имелись специальные составы, которые применялись для защиты складских сооружений с боевой техникой, стратегических заводов и мостов. Они курсировали вдали от фронтовой линии, но вражеская авиация могла достичь охраняемого района и совершить бомбардировку охраняемых объектов. На таких составах применялся бронированный локомотив и бронированные платформы, на которых находилось различное зенитное вооружение.

Следует отметить, что, если в канун войны, в 1940 году, в составе нашей армии числился только один дивизион броневых поездов и один батальон личного состава, оснащённый броневыми дрезинами, в этом подразделении войск. То с началом ведения военных операций, число их значительно возросло за счёт новых железнодорожных зенитных батарей, размещённых на поездных составах. Основной их задачей по-прежнему считалась охрана военных объектов и коммуникаций, а также обеспечение бесперебойного следования эшелонов военного назначения. Всего в то время находилось на службе двести таких боевых единиц. В наступившее долгожданное народом мирное время произошло снижение акцентов значимости подобных броневых поездов по той простой причине, что в значительной степени произошло бурное развитие различных видов бронетанковых единиц. На протяжении первых послевоенных восьми лет большая часть подобной техники находилась на территории Украины, её широко применяли для ликвидации подразделений УПА, которые не сложили оружие и продолжали уничтожать объекты, относящиеся к железнодорожному транспорту, а также по-прежнему убивали мирных жителей.

Согласно правительственного постановления общесоюзного значения, появившегося в 1958 году данный род войск прекращал свою деятельность. После вступления его в силу, броневые поезда разоружили, а подвижной состав вернули к мирной жизни. В конце шестидесятых годов, в начале семидесятых годов произошло ухудшение межправительственных отношений с Китайской Народной Республикой, тогда-то и встал вопрос о возрождении данного вида войск, поскольку появилась необходимость в постоянном патрулировании нашей длинной по протяжённости государственной границы. В адрес Дальневосточного и Забайкальского военных округов были отправлены пять единиц таких броневых поездов. Эти же составы в последующем участвовали при урегулировании конфликтной ситуации в городе Баку в 1990 году. Ранее их применили при разрешении межнационального конфликта на территории Нагорного Карабаха, в течение почти двух лет, начиная с 1987 года.

В последующем на базе таких типовых составов стали создавать целую передвижную ракетную установку. От прежних броневых поездов в ней, практически, ничего не осталось. Таких было два состава, они были оснащены боевым ядерным ракетным оружием. Для развёртывания означенного комплекса в боевую позицию для производства стрельб или наоборот свёртывания всего вооружения в походный вариант для передислокации, требовались считанные минуты.

Обнаружение данной боевой единицы с помощью спутника было далеко проблематичной задачей для потенциального противника. Таким образом означенный бронепоезд превратился в целую ракетную базу, передвигающуюся по путевым железным рельсам.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.