Меню

Модель вагона Аммендорф

Надо только выучиться ждать

Для начала вспомним, как в феврале 2011 года сообщество отечественных любителей железнодорожных моделей облетела весть, которую на одном известном форуме в теме топика емко сформулировал один из моделистов: «Евротрейн таки привез вагоны». Ажиотаж разыгрался нешуточный, и это неудивительно: классический отечественный купейный вагон колеи 1:87, да еще и промышленного производства. Модель, которую у нас ждали долгими десятилетиями.

Ведь что наше сообщество имело ранее? В 70-е годы, когда ПИКО выпустило так называемые modernisierungwagen, на несчастные ГДР-вские вагоны отечественные любители наносили советские гербы и таблички. Нимало не смущаясь малыми европейскими габаритами этих, пусть хоть отдалённо, но напоминавших наши вагоны. Потом был питерский моделист, сделавший купейный вагон «аммендорф» и московская фирма «НИКО», наладившая мелкосерийный его выпуск.

Вагон фирмы Евротрэйн

Те вагоны стоили космических денег, если посмотреть на их торец - были страшно кривыми, но они, в целом, были похожи на прототип. Одна беда, в силу кривизны и смоляного происхождения эти вагоны мало подходили для добросовестной работы в составе пассажирских поездов отечественных макетов.

В кривых вагоны бессовестно цеплялись буферами и устраивали банальный сход. Правда, на полках они стояли вполне себе впечатляюще. Если не обращать внимание на несоответствующую примеру высоту. А это всё-таки бросалось в глаза. Низкорослый ЧС2 со своими европейскими габаритам приходился впору вагонам «Аврора», а должен был быть ниже. Да что говорить. Даже рядом с «заксенмоделлевским» вагоном RIC он выглядел маломеркой.

В начале нулевых годов появились на нашем рынке пассажирские вагоны китайской национальной линейки моделей Бахман-Чайна. Первые модели вагона YZ22 смотрелись вполне по «советски», хотя и имели китайские тележки, поднимавшиеся вверх рамы окон. Довершало всё это отсутствие буферов. А главное, выкрашены были в непонятно сизо-зеленый цвет. К слову, американские и британские любители ж.д. моделей за такой цвет раскритиковали Бахман-Чайну в пух и прах. Фирма среагировала на критику и последующие вагоны окрашивала уже в более приличный цвет. Кстати, бочку с той краской предприимчивые китайцы не выбросили, а приберегли её для наших купейных вагонов. Но об этом позже.

Вагон типа «Аммендорф» выпускался на территории Германской Демократической Республики. 95% продукции экспортировалось в Советский Союз.

Читайте статью: История вагона типа «Аммендорф»

И вот, наконец, «Евротрейн». В долгожданной коробке с моделями родных душе россиянина «аммендорфов» лежало сразу четыре вагона: штабной, СВ и два купейных! То ни гроша, а то вдруг алтын целый состав поезда! Тем более, что вагоны приписаны к М.Смоленская и в наборе лежали маршрутные таблички международных направлений на Варшаву и Берлин. И табличка Москва-Брест для группы вагонов, которая «бежала» с международными поездами до границы, также имелась в коробке. Иными словами готовый скорый поезд №15/16 «Восток-Запад экспресс»: добавь тройку вагонов RIC и цепляй поездной локомотив.

Если бы не «но». Убил цвет, который вмиг напомнил раскритикованный англо-саксами вагон Бахман-Чайны. С ранними китайскими вагонами «Бахман-Чайна» «аммендорф» смотрелся как родной. Чего не сказать о «заксенмоделловских» вагонах RIC и о цветовой линейке советских пассажирских вагонов, в целом. Зеленый цвет там был другим. Дополнительный бочонок дегтя в бочку с медом добавила табличка с надписью MOSKVA-BERLIN, хотя еще в пятом классе советской школы учили по немецки писать: MOSKAU.

Вагон фирмы Heris

С тех пор прошло 6 лет. Линейка составов пополнилась великолепной «Красной стрелой», где попадание в цвет было пятибалльным. Прекрасные «Урал» и «Аврора», более приличный своим цветом поезд Москва – Прага. Появились вагоны-буфет, которые по прежнему не радовали своей чужеродной зеленой ливреей. Наконец пришли вагоны-рестораны, которые можно назвать уже безукоризненными. В любой ливрее.

Но тут на пятки «Евротрейну» стала наступать немецкая фирма HERIS. Новость как всегда прилетела из-за границы, где на профильном форуме Drehsheibe Online восточногерманские немцы стали с жаром обсуждать появившиеся на колее Н0 «русские военные поезда» этой фирмы. Они помнили бывшим восточным немцам составы ширококолейных вагонов, катавшиеся по маршрутам Брест – Магдебург, Брест – Дрезден, Москва – Вюнсдоорф и возившие советские оккупационные войска. И немцы ностальгически воспроизводили на своих европейских макетах.

Любопытно сопоставить эти вагоны, вышедшие «из-под пера» одного и того же конструктора. HERIS, надо отдать должное, абсолютно попал в цвет. Те, кто в конце семидесятых-начале восьмидесятых годов прошлого ХХ века застал случайно пересылку новых «аммендорфов» по Белорусскому ходу, хорошо помнят, что вагоны были именно такого зеленого оттенка и имели светло-серые крыши. Однако только этим Н0-левские «аммендорфы» из Германии и могут похвастаться. Ибо в остальном для российского любителя начинаются грустные вопросы…

Всё та же MOSKVA на табличке, что для немецкой фирмы уже позор, непостижимый среднестатистическому российскому уму. Но это еще полбеды. Отсутствие одного хвостового фонаря на одном из концов вагона, тележки, которые подкатывались под немецкие пассажирские вагоны, но никогда не использовавшиеся под более тяжелыми «аммендорфами». Довершает картину спартанское внутреннее оборудование – на дверях купе отсутствуют изображения дверных ручек, нет раскладок, табличек с номерами мест. И в довершение пусть и незначительная, но досадная мелочь – занавеска в малом тамбуре некотлового конца вагона HERISа. В действительности там занавесок не было никогда, что добросовестно воспроизвел «Евротрейн». Правда при всех минусах есть один очевидный плюс – они на сегодня дешевле вагонов Евротрейна.

Вагон Heris с табличкой Евротрейна

Итак, можно подвести некий промежуточный итог краткой, но бурной истории «амендорфов». На сегодняшний день лучшим вагоном из этой серии по деталировке остается «Евротрейн», по расцветке – HERIS. А нам остается ждать прибытия «идеального вагона» - в деталировке Евротрейна, но в цвете и по цене HERIS.

Автор: Александр Рубцов

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.