Меню

Дизель-поезд ДР1

Дизель-поезд Рижский 1 стал первым серийным экземпляром дизельных поездов произведенных в Советском Союзе. Он предназначался для пассажирских пригородных железнодорожных перевозок. Состав комплектовался из двух моторных (в голове и хвосте поезда) и четырех промежуточных вагонов. Однако, в зависимости от размера пассажиропотока дизель-поезд мог быть укомплектован одним, двумя, тремя и пятью промежуточными вагонами. Вместимость стандартного состава составляла 632 пассажира.

Экскурс в историю

Проектировка отечественных дизельных поездов началась еще в 1956 году на Брянском машиностроительном заводе. Однако дальше эскизных проектов разработка не продвинулась. Прототипом ДР1 стал венгерский дизель-поезд. Переоборудованный под нужды отечественного ж/д транспорта в 1963 году выходит первый экземпляр серийных дизельных поездов. В первоначальном виде состав комплектовался из 2 моторных и 2 промежуточных вагонов. История производства и модернизации ДР1 состоит из нескольких основных этапов:

  • 1963-66 гг. Выпускаются первые восемь составов ДР1. В это время производились испытания и усовершенствования тяговых и эксплуатационных характеристик поезда.
  • 1966-70 гг. Выходит модернизированная модель ДР1М. В ней была улучшена планировка пассажирских сидений, а экстерьер приобретает узнаваемый современный вид. В частности, фары устанавливаются в прямоугольные коробки рядом с буферными фонарями.
  • 1970-76 гг. Серийно производится ДР1П. На нем был установлен вспомогательный генератор и пусковые стартеры. Рижский завод впервые перешел на выпуск серийных поездов состоящих из шести вагонов.
  • 1973-98 гг. Выпускается наиболее распространенная модель ДР1А. Модернизации подверглись: цепь управления, аккумуляторные батареи, контроллеры, тормозная система и прочее. Улучшился экстерьер и интерьер вагонов. Так, с 1977 г. появились полумягкие пассажирские сиденья. За этот период времени было произведено 211 железнодорожных составов.
  • 2005-12 гг. Модель ДР1Б производилась в основном под заказ Белорусской железной дороги. Появился обновленный дизайн интерьера, выполненный из композитных материалов. Всего за это время было выпущено 17 составов.

Последний выпуск поездов, прошедших глубокую модернизацию в соответствии с европейскими стандартами, состоялся в 2016 году. С конвейера сошли шесть обновленных составов ДР1А.

Технические характеристики

На дизель-поезд установлен 12-и цилиндровый четырехтактный двигатель с газотурбинным надувом. В машинном отсеке он смонтирован на одной раме с гидропередачей. Максимальная мощность двигателя составляет 1000 л. с. при частоте вращения 1500 оборотов в минуту. Конструкционная скорость локомотива – 120 км/час.

Запуск осуществляют аккумуляторные батареи. Плавное начало движения и изменение скорости в пути обеспечивают гидротрансформаторы, преобразующие крутящий момент двигателя. Ступени скорости в гидропередаче переключаются в автоматическом режиме с помощью электрогидравлических аппаратов.

Конструктивные особенности ДР1

Длина стандартного состава из шести вагонов составляет 154,5 м, ширина – 3,1 м, высота – 4,5 м. Кузов имеет сварную цельнометаллическую обшивку. Внутренняя поверхность вагона покрыта антишумовой мастикой. Кузовная рама состоит из двух консольных частей, которые соединяются продольными балками. Жесткий каркас из профилей связывает боковые, торцевые стенки и крышу. Стены и потолок изнутри обшиты слоистым пластиком, обеспечивающим дополнительную звукоизоляцию. Окна в пассажирских помещениях имеют стеклопакет. В холодное время года система охлаждения двигателя обогревает помещение для пассажиров.

Внутреннее устройство поезда:

  1. Моторный вагон. В нем находится кабина машинистов, машинный отсек, салон для пассажиров на 68 мест, служебное помещение, два тамбура. Кабина укомплектована аппаратурой управления, радиосвязью и системой оповещением.
  2. Прицепной вагон. Он состоит из помещения для пассажиров на 124 места, двух тамбуров и туалета. Раздвижные двери отделяют пассажирское помещение от тамбура. В разных модификациях вагоны комплектуются деревянными либо полумягкими двухсторонними пассажирскими сиденьями. Над окнами расположены металлические багажные полки.

Использование ДР1

В Советском Союзе дизель-поезд функционировал практически во всех союзных республиках. По состоянию на сегодняшний день различные серии ДР1 работают в основном на ж/д Прибалтийских стран, Белоруссии, Украины и в Калининградской области. Ранние экземпляры, выпущенные в 1963-76 гг., сняты с эксплуатации либо функционируют в качестве обслуживающего транспорта.

В 1992 году белгородская фирма «Сокол» впервые выпустила масштабные (1:85) модели ДР1 и ДР1А. Сегодня данные модели еще можно найти в продаже.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.
Будьте в курсе новостей, акций, конкурсов и других мероприятий на сайте о железной дороге и моделизме.