Меню

Заброшенные железные дороги

Когда строились первые железные дороги, никто не задумывался, что такие фундаментальные сооружения могут прийти в упадок и стать забытыми и заброшенными. Но наше время доказало, что подобное действо возможно в силу ряда определённых обстоятельств. В первую очередь – это по причине, когда то или иное направление перестаёт быть востребованным. Закрываются промышленные предприятия в городах, которые находятся вдоль линии какой-то ранее востребованной дороги. Бывают и такие обстоятельства, когда всё та же узкоколейная железная дорога строилась для выполнения какой-то одной конкретной задачи.

После её разрешения, надобность в таком сооружении отпадает, и оно начинает ржаветь и приходить в запустение. Такая картина хорошо описана в романе Николая Островского «Как закалялась сталь». Ещё хуже обстоит дело, когда надобность в подобных железных дорогах отпадает по политическим мотивам, в угоду личным амбициям руководителей определённого государства. В этом году, чтобы исключить зависимость от решений украинского правительства, Россия была вынуждена построить новую дорогу, идущую по российской территории. Теперь железнодорожная ветка, оставшаяся на территории Украины, стала невостребованной. Движение по ней, практически, прекратилось. Кому от этого хорошо? Никому, но страдают люди, которые теперь не могут воспользоваться услугами данной железной дороги, польку отсутствует должный объём пассажирского потока, необходимого для организации регулярного движения поездных составов. В сегодняшнем повествовании расскажем о судьбе таких дорог.

Для этого не потребуется открывать книгу авторов братьев Стругацких, достаточно, находясь в центре Российской Федерации, на территории Московской области, забрести в национальный парк «Лосиный остров» и увидеть своими глазами заброшенную, никому ненужную железнодорожную ветку, находящуюся теперь в зоне затопления, и пропадающую в чащобах лесного массива. Чья вина стоит за подобными деяниями? На данный вопрос пока нет конкретного ответа.

В принципе, отыскать эту дорогу не составит особого труда, ибо своё начало она брала от станционного пункта под названием «МЦК Белокаменная». Само здание вокзала теперь уже обладает некоторой исторической ценностью, ибо возводилось в самом начале двадцатого столетия, когда развитие железных дорог получило мощный импульс, а, главное, денежные средства для реализации этих идей и конечных целей. Сегодня на данном станционном пункте пассажиры почти не встречаются. Создаётся такая картина, что ты находишься где-то в самом глухоманном краю России, а навстречу тебе вот-вот выйдет Иван Сусанин и отведёт в чащобу, как врага народа.

Недалеко от оставшейся платформы находится отгороженный участочек, имеется охранник частного агентства в роли доброго молодца, который словоохотливо сообщает, что добровольные туристы в этой местности отсутствуют и показал линию пути данной железной дороги.

Для того чтобы быстрее посмотреть всю местность можно воспользоваться машиной с навигатором, куда ввести все данные железной дороги, которая пересекается с Абрамцевской просекой. Но чтобы особо не блудить, то начинать лучше от станционного пункта «Белокаменного».

Первые полкилометра железнодорожная ветка проложена в параллель железнодорожному полотну МЦК. Затем оба пути перегорожены шпалой. На имеющемся светофоре горит красный цвет. Посмотрев внимательно на рельсы, создалось такое впечатление, что данную дорогу периодически эксплуатируют, но дальнейший путь показал, что первичное впечатление может быть обманчивым.

Рядом с просекой дорога на низинной площади делает несколько петель, в период частых дождей железные пути уходят под воду. В этой ситуации следовать по ней не имеется возможности, зато взору открывается очень живописная картина, достойная кисти настоящего художника.

По всей двухсотметровой длине путей уровень воды составляет не менее шестидесяти сантиметров, а над рельсами свисают ветви берёз, образуя самые настоящие зелёные купола. Тот, кто любит сказочные картины был бы удовлетворён увиденным. На дорожной обочине появился первый полуразрушенный дом, хозяева которого бросили его догнивать уже давно. Возможно, когда-то теплом этого дома пользовались сами железнодорожные рабочие. Отходя дальше от дороги в сторону чащи можно наткнуться на фундаментные остовы других строений, остался и старый столб, к которому, возможно, крепили светофорное оборудование.

Есть участки путей, где можно непосредственно пройтись по имеющимся, оставшимся шпалам. Последствия урагана, в виде большого множества поваленных с корнями деревьев только дополняют ужасающую картину разрушения железной дороги. Рельсовые пути, не покрытые водой, имеют бурый и ржавый окрас. В итоге, коррозия завершит их окончательное разрушение.

Скорее всего до наступления двадцать первого века данная ветка путей ещё находила своё применение по прямому назначению, на что указывают заготовленные поленницы дров.

Что касается шпал, то они здесь встречаются не только с деревянной структурой, но и бетонного производства. Сохранившиеся даты проведения замен свидетельствует о том, что подобные работы проводились в середине восьмидесятых годов, прошлого века. Теперь же уже более тридцати лет на данной железнодорожной ветке никаких ремонтных работ не велось. Пройдя дальше по дороге в лесную чащу, то в откосах можно увидеть деревянные шпалы, а дата 1967 года стоит на бетонных шпалах. Всё это свидетельствует о том, что пути ремонтировались несколько раз.

Просмотрев старые карты Московской области, датированные 1930 годом, можно было обнаружить описываемую железнодорожную ветку. На современных картах вы её уже не найдёте.

В некоторых местах путей трава проросла в половину человеческого роста, что визуально скрывает её путь и можно ориентироваться только по обнаруженным шпалам. На открытых пространствах встречается заболоченная почва и, сделав пару, тройку неверных шагов можно провалится в болото. На самих рельсовых путях поваленные деревья лежат, представляя собой плотный настил, но передвигаться по ним необходимо с осторожностью.

Общая протяжённость путей составляет более четырёх километров, по всей дистанции пути скрываются из виду в больших и малых лужах. Некоторые обыватели предполагают, что раньше в этих местах располагались и дачные участки. Теперь на всём протяжении путей поисковая группа не обнаружила никаких их следов.

Найденная будка стрелочка вызвала желание у поисковиков попробовать свои силы в переводе стрелок путей. Но применение недюжинной силы современных молодцов не увенчались успехом. Коррозия металла оказалась сильнее. Очевидцы говорят, что в своё время, рельсовую стрелку переводили сами машинисты, заблаговременно останавливая свой состав. Дорога работала до 2003 года.

В одном месте ветка раздваивалась, но конечной точке пути вновь сходились.

По сообщениям московской прессы данную ветку планируют всё-таки демонтировать, утверждая, что такой проект демонтажа путей существует.

Обследовав все пути и изучив документацию, поисковая группа пришла к окончательному мнению, что эксплуатация этой железной дороги началась в 1930 году. Так как объект представлял собой стратегическое значение, то он в период эксплуатации имел серьёзную охрану.

Наибольшую значимость данные пути представляли во время Великой Отечественной войны. В то время по ней с необходимой регулярностью следовали воинские эшелоны. Переезд, находящийся на Абрамцевской просеке, был под особой охраной. В послевоенный период времени такая охрана уже не требовалась. Останки, якобы дачных строений, никогда дачами не были, ибо это были дома для караула, ведущего охрану данной дороги.

Пруды, которые на картах 1930 года были отображены, были в наше время засыпаны. На той территории рядом с прудами располагались военные складские помещения.

Когда данная железнодорожная ветка отсутствовала в действительности, то транспорт следовал по Ярославскому шоссе, проезжая Бумажную просеку. О подобном открытии свидетельствует аббревиатура «ГУТМО», которая была нанесена на соответствующий указатель. Значение упомянутой аббревиатуры толкуется, как «Главное управление торговли Министерства обороны».

Современные очевидцы свидетельствуют, что в любое время года данное место может быть выбрано местом для прогулок в тишине среди прекрасной природы. Правда обувь необходимо подбирать соответствующую, чтобы вы могли форсировать водные преграды летом, осенью и весной. Любители фотографии и видео могут найти здесь свои пейзажи, может быть, даже сделав будущие шедевры мирового значени

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.