Меню

Литерные поезда - Императорский состав и поезда Сталина

Литерные поезд - специальный поезд, предназначенный для перевозки особо важных персон или грузов.

В один из дней послевоенного времени происходило, казалось абсолютно штатное событие, когда Иосиф Виссарионович Сталин после очередного отдыха в своей крымской резиденции, следовал на поезде в столицу. Ещё, не доехав до Серпухова, у тепловоза возникли перебои в работе силовой установки. Скорость движения состава стала заметно снижаться. Машинистам удалось оперативно запустить дизельную установку, пока поезд продолжал следовать под уклон, поэтому реакции главных пассажиров не последовало, поскольку этот факт ими, просто, не был замечен. Причиной сбоя явились фильтра, которые осуществляли грубую очистку топлива. Но, так как силовой агрегат располагался в подпольной части локомотива, то эти фильтры машинист, открыв лючок, достал в обледеневшем виде. В последующем все события развивались по заданному сценарию. Как всегда, вождь не прибывал на московский вокзал, а не доезжая до столицы, пересаживался в специальный автомобиль, на котором отправлялся, непосредственно, до Кремля. В связи с тем, что поезд сей был необычный, ибо на нём передвигался по стране сам товарищ Сталин, то по прибытию в Москву, «разбор полётов» производился обязательно. В ходе следствия были выяснены обстоятельства того, что на одном из станционных пунктов, на территории Закавказья, была произведена заправка солярным топливом с наличием определённого количества воды.

Граждане страны о таком аварийном случае узнали намного позже, уже из уст Виктора Лиона, к тому времени, ставшим почётным железнодорожником и успевшим выйти на заслуженную пенсию, но, именно, он в том рейсе вёл литерный состав к месту назначения. В случае не столь быстрой ликвидации сбоя в работе дизельного двигателя, события и последствия для Виктора Лиона развивались бы совсем в другом ключе.

Царский поезд

Впервые литерный поезд появился не в период сталинского правления, а гораздо раньше, в девятнадцатом столетии. Это век ознаменовал себя не только появлением российских великих поэтов и писателей, но и бурным строительством первых железных дорог в Российской империи. 03.11.1836 года самодержец государства Российского Николай Первый отправляется в путь на первом литерном поездном составе в свою, опять-таки, первую поездку на новой паровозной технике. Состав следовал по ранее утверждённому маршруту. На участке пути от Кузьминого до Павловского вездесущие журналисты написали, что государь Российской империи занимал со своим семейством: императрицей и сыном всё восьмиместное купе в вагоне первого класса. В последующем государь со своими домочадцами литерный поезд больше не использовали, а отправлялись в путь на «экстренном поезде».

Спустя некоторое время, Александровский завод создаёт специальный поезд, в котором находились два вагона. В одном из них размещалась вся государева семья, другой служил в качестве кухни. Для приближенных императора были предназначены вагоны первого класса, в количестве двух единиц. По размышлению конструкторов и службы безопасности, именно, в таком варианте должен был следовать литерный государев поезд. Впервые такой состав пошёл в 1874 году. В нём находилось всего четыре вагона. Отличие императорского вагона заключалось в его окрасе, голубым нежным цветом. Длина его была больше по сравнению с остальными вагонами и равнялась тридцати шести метрам. Все десять оконных проёмов, находящихся с двух сторон вагона, венчались позолоченным двуглавым орлом. В последующем венценосные особы со своей семьёй и свитой отравлялись в различные путешествия, используя литерный поезд, состоящий из пятнадцати вагонов. В отдельном вагоне отправлялся в путь и железнодорожный министр. В составе имелась электростанция и механическая мастерская. В пяти вагонах размещалась вся царская свита.

Внутренний интерьер Императорского поезда

Происшествия с царским составом

Историки государства Российского отмечают, что, несмотря на все принимаемые меры безопасности, избежать, а тем более, полностью исключить возможные столкновения с чрезвычайными происшествиями или с простыми недоразумениями не удавалось ни одной царской службе.

Наступил октябрь 1888 года, поезд следовал по маршруту: Севастополь – Гатчина. Происходит крушение литерного состава, часть вагонов разрушена совсем, и восстановлению не подлежали. Оба паровоза тоже сошли с рельсовых путей. Самое парадоксальное, что произошло разрушение вагона со столовой, где в тот момент завтракала царская семья во главе с самим самодержцем. В этой аварии погибает девятнадцать человек. Все члены царской фамилии остались целыми. Причиной столь чудовищного происшествия явилось обыкновенное разгильдяйство. Был нарушен скоростной режим в момент прохождения поворота поездным составом. Ко времени наступившего 1917 года, императорскую семью обслуживали несколько собственных поездов.

Поезд или произведение искусства?

Справедливости ради, необходимо отметить, что одним из лучших считался литерный поезд, чьи вагоны создавались в 1894 году отечественным производителем, руками высококвалифицированных рабочих и мозгами инженеров Александровского завода. Для того времени подобный поезд считался одним из комфортабельных и современных составов на мировом уровне. Современники того времени называли этот литерный поезд произведением искусства, установленного на колёса. В императорском вагоне уже тогда все пассажиры полностью обеспечивались водой, внутренней телефонной связью, канализацией, вентиляцией и отоплением.

Не обошлось и без главной изюминки, речь идёт о внутреннем убранстве. Наши современники, большие любители иностранных словечек, сказали бы, что изюминкой является внутренний дизайн вагонов. Оформительское изящество начиналось с опочивальни, салона-столовой, дамского и мужского вагона для всех членов императорской семьи. В концевой части вагона имелось несколько помещений, где размещались камердинеры. Кабинетные стены помещения, предназначенные для самодержца, были выдержаны в тёмно-фиолетовых тонах. В отделке стен использовалась натуральная кожа и натуральная хлопковая трёхслойная ткань капитон. Оконные проёмы было обрамлены светлыми шёлковыми шторами и бархатными занавесками. Для изготовления резной мебели использовался красный бук, а потом вся мебель обтягивались кожей.

Особый статус поезда

При передвижении таких составов обеспечивалась полная секретность. Достаточно сказать, что о времени отправки, о маршрутном направлении и конечном пункте прибытия литерного состава до поры, до времени не мог знать, даже начальник, обеспечивающий всё движение поезда.

Исчезновение царского поезда

В результате свершившейся Октябрьской революции, поменялось не только государственное устройство России, но произошли значительные изменения в промышленности, в сельском хозяйстве в головах и сердцах каждого россиянина. Мир стал иным. Хорошим или плохим сказать об этом точно могли только современники того времени. Мы же теперь можем только прочитать ими написанное. Не обошли все эти события и составы литерных поездов. Гражданская война, анархия, бои с войсками иностранных государств не позволяли в полной мере молодому правительству республики заниматься всем оставшимся в наследство от царской России хозяйством. Передвигаться в то время по железной дороге могли только безумцы, искатели приключений или люди, обличённые определённой властью по служебной надобности. Предпочтение тогда отдавали или конному, или развивающемуся автомобильному транспорту. Эти же два транспортных вида считались наиболее надёжными.

Советские поезда во время Великой Отечественной войны

Литерный поезд в значении сталинского специального состава появились в первые дни войны с фашисткой Германией, в 1941 году. Необходимо отметить, что в то тяжёлое для нашей страны время, в небе господствовали немецкие асы. Две трети советских военных самолётов были уничтожены прямо на аэродромах в первые дни войны. Для того, чтобы восстановить в небе паритет, нужны были новые летательные аппараты, а для этого нужно было ещё и время.

Одно из первых постановлений президиума Верховного Совета Советского Союза, касалось запрета на длительные перелёты всему составу Политбюро страны. Оставался единственный путь по железной дороге. Тогда-то и вспомнили за составы литерных поездов.

Машинисты главного поезда страны

Один из первых, кто оказался в составе транспортного отдела при главном управлении охраны, был Виктор Лион. С ним же на новую работу перешёл его напарник машинист Николай Кудрявкин. Необходимо отметить, что изначально они оба дружно отказались от такого предложения, но прошёл один месяц, и их обоих доставили в кабинет на Лубянку, только после этого мужики приняли предложение, согласившись работать на новом месте.

Новоиспечённые машинисты занимались изначально обеспечением безопасности поезда под литером «А». Служба начиналась с осмотра локомотива. При обнаружении какой-либо неисправности тут же на месте осуществлялась замена на другой паровоз. Эта пара машинистов контролировала все действия рабочих, вошедших в состав локомотивной бригады.

Вагон Сталина в музее

Поездка на конференцию в Тегеран

Готовиться литерный поезд Сталина стал накануне конференции, которая должна была произойти в Тегеране, в 1943 году. О ней уже много написано, но мало, что можно найти о подготовительной работе означенного железнодорожного состава. В подготовке принимало участие несколько сотен человек, включая и Кудрявцева, и Лиона.

На вагонной базе формировался нестандартный поездной состав. Его необычность начиналась с наличия нескольких вагон-салонов, штабного вагона, где имелось отдельное купе, которое использовалось комендантом состава. В отдельном вагоне размещалась охрана и другие сотрудники. Дополнили состав вагоном для складирования провизии, вагон-рестораном и вагон-гаражом, в котором находилось два автомобиля. Концевые части состава были оборудованы специальными платформами, на них стояли спаренные крупнокалиберные пулемёты, зенитные и защитные установки.

Вагон-салон в своём оборудовании не имел тамбурных помещений, поэтому длина салона увеличивалась. Все вагонные стены потолок и пол были бронированы. Масса таких плит утяжелила вагон-салон на двадцать тонн. Мебельный гарнитур был прост, практичен и не имел никаких изысков. В салоне имелись отдельный санитарный узел, душевое отделение, ряд кресел, стулья и большой стол.

В день отправления, изначально к станционному пункту Николаевка подошли три паровых локомотива. Один из них выполнял функции контрольного паровоза и должен был следовать впереди состава на дистанции, равной одному перегону. Второй брал на сцепку литерный поезд и следовал с ним до конечного пункта назначения. Третий паровоз выполнял роль замыкающего и следовал за основным поездом на дистанции, равной длине одного перегона. Но и такие меры безопасности не исключили в полной мере возможность проявления какого-либо эксцесса.

Конференция в Ялте

Поездка в Крым для участия главы Советского Союза в работе Ялтинской конференции тоже имела свои нюансы.

На всех вагонах литерного состава использовалась винтовая стяжка. В таком варианте при следовании по маршруту первоначальный разряд тормозной магистрали не должен был превышать норму, которая определена была специальной инструкцией.

Но ситуации случались разные, когда машинистам приходилось это делать и отступать от пунктов инструкции, ибо другого варианта уже быть не могло, а инструкция могла только помешать действиям машиниста, поскольку в этом случае происходило резкое торможение. Случалось, что билась посуда. Высокопоставленные пассажиры в такой ситуации не скрывали своего раздражения. Тогда комендантом литерного состава была предложена специальная «награда», в виде продуктового набора, состоящего из одного килограмма колбасы и целого литра водки для машинистов. По замыслу коменданта, «награда» вручалась тому, кто на своём участке избежит резких торможений, это и будет означать, что резкие толчки отсутствуют. Старания нашему народу не занимать, но такую «награду» получил всего один машинист.

Потсдамская конференция

Организация поездки на Потсдамскую конференцию происходила уже с участием новеньких тепловозных локомотивов, закупленных в США. Такая подготовка началась с пробного прогона литерного состава из Москвы до Потсдама и обратно.

Из воспоминаний машиниста Лиона, стал известен случай, когда Сталин во время одной из остановок на станции по пути следования, подошёл к локомотивной бригаде и с присущей манерой только ему – Сталину, спросил машинистов о тепловозных возможностях, будет ли преодолён путь до берлинской станции. На что было дано исчерпывающее подтверждение от машинистов о преодолении всего пути и обязательного прибытия состава на конечную станцию. После чего Сталин отправился в свой вагон-салон.

Подъезжая к реке Одер, машинисты заметили отсутствие старого моста, который снесла союзническая авиация. Для дальнего следования по временной переправе, пришлось произвести снижение скоростного режима, ограничив скорость пятью километрами в час. При частом торможении, произошёл нагрев тормозных колодок, они стали дымиться. Помощнику машиниста, заметившему эту ситуацию, пришлось высунуться из оконного проёма локомотивной кабины, зацепившись за семафорную мачту, помощник выпадает из окна. Состав останавливается. Пострадавшего отправляют на носилках в госпитальное учреждение. По счастью, спустя всего одну неделю, помощник машиниста возвращается на свой локомотив, где продолжал трудиться.

Возвращение в Советский Союз обошлось без неприятных сюрпризов, но по прибытию на Белорусский вокзал, станционный комендантский помощник требовал остановки поезда, в том месте, где красная ковровая дорожка, ведущая в сторону депутатского зала, оказалась бы строго напротив подножки вагон-салона.

В связи с тем, что у семафора было закрытое состояние, скорость была минимальной, в довершение ко всему, выбежал преждевременно стрелочник и выставил красный флажок, состав был сразу же остановлен, но не в том нужном месте, за которое так ратовал комендантский помощник. Сталин проследовал по направлению в депутатский зал, идя по мокрому перрону. Машинист Лион был вынужден давать письменные объяснения на Лубянке. К счастью, расследование завершилось с благополучным концом. Вся локомотивная бригада была представлена к правительственной награде. Каждому машинисту была вручена медаль «За боевые заслуги».

s
Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.
Будьте в курсе новостей, акций, конкурсов и других мероприятий на сайте о железной дороге и моделизме.