Меню

Форма железнодорожников

Форменная одежда для работников железнодорожного транспорта берет свое начало в 1809 году, когда правительством было учрежден Институт Путей и Сообщений, где готовили инженеров по строительству и эксплуатации железнодорожных путей. Данное учебное заведение было отчасти военизировано, поэтому все выпускники и кадеты должны были ходить в форме. Первая железнодорожная форма ничем не отличалась от одежды военных того времени, при этом учащиеся института носили военные мундиры без эполет. Небольшие изменения произошли в 1830 году, когда ввели выпушку ля мундиров зеленого цвета, а гладкие пуговицы заменили пуговицы с рисунком (крестообразно рассоложенные якорь и топор). Генеральские же мундиры железнодорожной формы имели пуговицы с изображением двуглавого орла — герба Российской Империи. Такая форма для инженеров сохранялась вплоть до реформы 1867 года, когда инженеров путей и сообщений перестали приравнивать к военным инженерам. В этом же году было упразднено их специальное обмундирование.

Что же касается, первой железнодорожной формы, не для строителей, а для обслуживающего персонала, то здесь, известно не так уж и много, первые кондуктора на линии Петербург-Москва носили мундиры, привезенные из-за границы. При этом остальные ходили в военных мундирах, без опознавательных знаков. В 1855 году специально для нижних чинов железнодорожного транспорта вводятся серебреные галуны, которые нашиваются на форму, согласно выслуге лет.

Огромные изменения в структуре железнодорожного транспорта начинаются в 1871 году. Во-первых, вводится собственная эмблема для Главного общества российских железных дорог (колесо с двумя распростертыми крыльями). Во-вторых, чуть позже(1878 г) вводится единая форма для всех железных дорог Российской Империи. Всего было четыре вида формы, различавшихся по цвету, для каждого подразделения Министерства путей и сообщений свой цвет.

После революции 1917 года, служащие железнодорожного транспорта остались без фирменных эмблем, и вплоть до 1926 года, носили старую форму, лишь тогда началась реорганизация железнодорожного персонала. В 1932 году Министерством путей и сообщений СССР был учрежден первый железнодорожный костюм синего цвета с красными знаками различия на петлицах (звездочки для высшего командования, шестигранники у среднего, и уголки у младшего обычных служащих). Во время ВОВ для всех служащих железнодорожного транспорта были введены погоны по военному образцу. Средние и старший чины носили светло зеленые погоны с серебром. А на форму рядовых нашивались погоны из черного сукна. А принадлежность отрасли символизировалась эмблемами на пуговицах.

С 1963 года была введена эмблема для всего железнодорожного транспорта СССР, такая же, как и в царской России, колесо с крыльями. Однако самая крупная реформа произошла 1985 году. Специальным приказом Министерства был учрежден комплект единой железнодорожной формы. Туда входил летний костюм светло серого цвета, зимний костюм темно синий, а также двубортное пальто. В качестве головного убора служила фуражка с черным козырьком. Женская форма была такая же, только вместо фуражки носился берет под цвет костюма. При этом знаки различия были желтого цвета.

Следующие изменения в железнодорожном костюме произошли уже после распада СССР, а именно, в 1995 году, министр путей и сообщений издал приказ «О форменной одежде для работников железнодорожного транспорта». Согласно этому приказу, на зимний период вводится комплект из, пальто, плаща и костюма двойки, фирменной сорочки, галстука, шапки и обуви черного цвета. Комплект летней формы состоит из полушерстяного костюма выполненного в виде куртка-брюки (юбка), фуражки(пилотки), фирменной сорочки и туфлей черного цвета. На всей одежде железнодорожной формы, размещаются знаки различия. Во-первых, эмблема РЖД. Во-вторых, погоны со звездами.

Если посмотреть на историю развития железнодорожной экипировки, то становится очевидным, что вехи ее развития, непосредственно связанны с вехами развития нашего общества. Резкое различие форме разных чинов в дореволюционный период, во время военных конфликтов – форма становилась более похожей на солдатскую, вводились погоны, с ростом демократических преобразований, которые начались в 80-х годах, форма сотрудников железнодорожного транспорта стала более удобной и приближена к повседневному костюму работников других профессий.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.