Меню

Железнодорожный переезд

Общая характеристика

Железнодорожный переезд – это место, где на одном уровне пересекаются один или несколько железнодорожных путей с автомобильной, велосипедной или пешеходной дорогой. Практически во всех странах мира при проезде подобных участков железнодорожный транспорт имеет приоритет, а, поскольку вес, скорость и другие характеристики у таких транспортных средств существенно выше, чем у остальных участников движения, то переезды всегда являются местом повышенной опасности. С одной стороны, частота нештатных ситуаций и происшествий здесь гораздо выше, чем в среднем по региону, а с другой – последствия возникновения подобных ситуаций существенно серьезнее, чем на других участках. Поэтому одна из главных задач реализации нормального функционирования железнодорожного переезда – принятие организационно-процедурных и технических мер по максимальному обеспечению безопасности участников движения через него. С этой целью переезды по возможности оборудуются сигнальными и блокировочными техническими средствами – светофорами, шлагбаумами, заградительными плитами, дорожными знаками и указателями. Кроме того, предусмотрен особый набор правил, определяющих процедуру пересечения переездов пешеходами и водителями. Регламентируются и действия в большинстве нештатных ситуаций с целью предотвращения и минимализации последствий отклонения от обычной процедуры. Прежде всего, при выборе места для оборудования железнодорожного переезда стараются по возможности обеспечить максимальное расстояние прямой видимости во всех направлениях как для водителей и пешеходов, так и для машинистов железнодорожного транспорта. Желательно отсутствие высоких зданий, деревьев, ограждений. Участок железнодорожного полотна должен быть прямолинейным, а угол пересечения транспортных путей – максимально близким к прямому и в любом случае не меньше 60°. Переезды с особо интенсивным движением оснащаются автоматическими устройствами и (или) организовывается круглосуточное дежурство представителей персонала железной дороги.

Виды и категории переездов

В России железнодорожные переезды делятся на четыре категории – от первой, с самым интенсивным движением и, соответственно, максимальной степенью опасности, до четвертой, с минимальной интенсивностью. В зависимости от категории закон и ведомственные нормативы регламентируют минимальный уровень технического обеспечения того или иного переезда. К первой категории относят переезды: - с интенсивностью движения более 7000 автомобилей в сутки; - имеющие трамвайное или троллейбусное движение; - пересекающие четыре и более железнодорожных колеи; - через железные дороги со скоростью движения поездов выше 140 км/ч. В России к этой категории относится примерно треть всех имеющихся железнодорожных переездов. Как правило, переезды этой категории расположены в районах больших городов или крупных железнодорожных станций. В некоторых случаях интенсивность движения автомобилей достигает на них 50 тысяч в сутки. В случае, если движение поездов тоже достаточно интенсивное, и переезд часто перекрывается, на автомагистралях образуются значительные заторы. В такой ситуации возрастает количество нарушений со стороны водителей автомобильного транспорта, и степень опасности переезда существенно повышается.

История развития железнодорожных переездов

В начале железнодорожной эры проблемы были в основном ограничены необходимостью предупреждения пешеходов о приближении поезда. Эту функцию возлагали на специального сигнальщика, подававшего сигналы при помощи флага, фонаря, свистка или рожка. По мере увеличения числа поездов и скорости их движения оказалось, что необходимо оборудование физических заграждений – заборов и ворот, поскольку участились столкновения поездов с перегоняемым через колею скотом. С появлением автомобилей и уменьшением количества перегоняемого скота потребность в барьерах отпала, и переезды стали оборудовать шлагбаумами. Тем не менее на большинстве переездов ограничивались установкой предупреждающих знаков и надеялись на сознательность водителей. Долгое время шлагбаумы открывались и закрывались вручную специальным дежурным по переезду. Как правило, такой шлагбаум перекрывал всю ширину дороги. С появлением автоматических шлагбаумов их длину уменьшили. Связано это было с тем, что иногда опустившиеся шлагбаумы запирали один или два автомобиля на переезде, естественно, как раз во время ожидаемого приближения поезда. В принципе, переезды, оборудованные согласно требований различных этапов и временных периодов, сохранились во многих странах, некоторые из них намеренно поддерживаются в исходном состоянии как исторические памятники, а безопасность обеспечивается разделением транспортных потоков.

Техническое обеспечение переездов

В настоящее время в России, как и в большинстве других стран, переезды и подъезды к ним оборудованы различными техническими средствами, которые и предупреждают водителей о повышенной опасности, и (по возможности) исключают возможность выезда транспортного средства на переезд при приближении поезда. На определенном расстоянии от переезда устанавливаются дорожные знаки «железнодорожный переезд со шлагбаумом» (черный силуэт забора на белом треугольнике с красной каймой) или «железнодорожный переезд без шлагбаума» (черный силуэт паровоза). Непосредственно перед переездом во всем мире принято устанавливать особый знак в форме Андреевского креста. Также по обе стороны переезда устанавливают специальный светофор с двумя красными мигающими фонарями и дублирующим звуковым сигналом. По возможности переезды оборудуются двумя (по одному с каждой стороны железнодорожного полотна) или четырьмя (по два с каждой стороны) автоматическими шлагбаумами. В случае, если пересекаемая железнодорожная ветка электрифицирована, автомобильная дорога по обе стороны от переезда оснащается габаритными воротами, чтобы исключить проезд через полотно негабаритного транспорта.

Проблемы и перспективы существования переездов

В связи с резким увеличением за последние десятилетия количества автомобилей и общей интенсивности движения на дорогах все острее становится вопрос обеспечения пропускной способности автодорог и переездов без потери необходимого уровня безопасности. Общая тенденция и в мире вообще, и в России в частности заключается в постепенной ликвидации переездов и замене их многоуровневыми пересечениями – мостами, путепроводами и тоннелями. Если в 1988 году в России было около 32 тысяч переездов, то уже к концу века их число уменьшилось на 10 тысяч и продолжает неуклонно сокращаться. Но в силу ряда причин полностью отказаться от одноуровневых переездов удастся не скоро, и для обеспечения необходимого уровня безопасности принимаются и другие меры. Российские Железные Дороги совместно с МВД регулярно проводят общегосударственные и региональные профилактические мероприятия по проведению предупреждению аварийности, контролю технического состояния переездов, разъяснительной работе с водителями и пешеходами. К слову, в подавляющем большинстве случаев внештатные ситуации на переездах происходят именно по вине водителей. Наряду с этим ведется работа по оснащению переездов и участков транспортных путей вблизи них новыми техническими устройствами; по внедрению новых конструкционных материалов, дальнейшей автоматизации функционирования переездов.

Спрашивайте!
Есть вопросы по теме моделизма или о железной дороге? Спрашивайте, а мы напишем на эту тему статью.